Юрий Быков: “Кино — это одновременно и сила, и слабость”

Юрий Анатольевич Быков — один из ведущих российских режиссёров. Автор короткометражной ленты “Начальник”, фильмов “Жить”, “Майор”, “Дурак”, “Завод”.

В чём сила кинематографа? Что ждёт авторское кино? Кто из режиссёров является для Быкова эталоном? Кто такой “Художник” и как его определить?

В интервью для журнала White Square Journal Юрий Быков ответит на эти вопросы и расскажет о новом фильме “Сторож”, премьера которого запланирована на 2020 год.

В 2015 году на одной из лекций, посвящённой вашему творчеству, Вы сказали: «Меня знает полтора человека в интернете и всё!». Прошло несколько лет, Ваша аудитория очевидно выросла. Как это повлияло на Вас и на Ваше творчество?

Это двойственный процесс. С одной стороны — аудитория увеличилась, и она ждет выхода новых картин, а с другой стороны — масштаб аудитории всегда должен определять качество того, что ты делаешь.

Я уже не могу позволить себе снять что-то дешёвое «на коленке». Отчасти поэтому картина «Завод» была недешёвой, сделанной именно для того зрителя, который ждал от меня чего-то нового после «Дурака». 

Актёр А. Быстров в фильме “Дурак”, реж. Ю. Быков

Интерес к моей фигуре увеличился, а способы качественного общения с аудиторией не расширились. Пока я однозначно и позитивно это явление рассматривать не могу, потому что нужно снимать фильмы, а опыт с «Заводом» показал, что на данный момент это альтруизм мой и моих партнеров.

Пока непонятно, как с этой аудиторией общаться. Мы снимаем фильм, зрители смотрят в сети, а не на больших экранах, а в итоге команда не получает возвратных средств — это игра в одни ворота.

Что ждет прокат в будущем? Площадкой авторского кино будет интернет или кинотеатр?

Для меня одна из главных проблем: как возвращать деньги. Должно быть движение средств: снял один фильм — окупил, снял другой и так далее.

Я не сильно задумывался до момента широкого экрана, для какой аудитории я снимаю. «Завод» показал, к сожалению, что широкий экран — это площадка не совсем свойственная тому, что я делаю. Все-таки интернет, к сожалению он, потому что кино на широком экране — это другое ощущения просмотра. 

Ю. Быков на творческой встрече в Санкт-Петербурге

Люди ходят в кинотеатр, чтобы развлечься в выходные, для них это серьёзные денежный поступок. Сказать, что они не правы, я не могу, но стало очевидным, что авторское кино снимается для интернета. Распространяется оно, по крайней мере, там.

Это плохо для режиссёров?

Если бы были понятные способы возвращать вложенные деньги, я  не расстраивался бы, потому что интернет территория свободы. Дело в том, что в сети обычно смотрят миллионы, но бесплатно. И как тогда быть? Ты вкладываешь деньги, ищешь партнёров, вкладываешь ресурсы, а назад ничего не возвращаешь. 

Кино на большом экране в кинотеатре или дома в интернете. Есть разница восприятия?

Дело не в широте экрана, а в коллективном просмотре. Когда люди сидят по 20–40 человек и смотрят кино, ты реагируешь не только на контент, но и на их реакцию. Ты с ними соприкасаешься, у тебя есть ощущение причастия. А когда ты смотришь наедине с экраном, например дома, то это очень интимный просмотр.

Есть  фильмы, которые повлияли на Вас?

Картина, которая на меня серьезно повлияла и вдохновила — это «Храброе сердце» Мэла Гибсона. В детстве я увлекался этим фильмом и знал его наизусть. 

Кадр из фильма “Храброе сердце”, Реж. М. Гибсон

Эта история о классическом герое, который приносит себя в жертву ради свободы и правды, причем в таком историческом, ярком и темпераментном ключе. Почему я эту картину вспомнил? Потому что никакие другие фильмы на меня не повлияли по-человечески больше, чем эта, хотя профессионально меня воспитали другие режиссёры и картины.

Кто из режиссеров является для Вас эталоном?

Алексей Герман Старший, нисколько для меня режиссёр, сколько творческий ориентир. Это очень всеобъемлющее понятие, когда ты ориентируешься не на творчество человека и его профессиональные приёмы, а на него, как на явление в творчестве. Он для меня в этом смысле гуру, эталон, прежде всего, человеческий и нравственный.

Что касается профессиональных качеств, то это Дэвид Финчер и Сидни Люмет. Я не следую строго их методологии, но они для меня учителя. С большим уважением отношусь к Фрэнсису Форду Коппола. Он для меня режиссёр «Крестного отца», а дальше есть большие вопросы, комментарии и сомнения.

Режиссёр А. Герман Старший на XXII церемонии вручения национальной кинематографической премии «НИКА»

Режиссура — это ремесло или высказывание?

Режиссура — это ремесло, поэтому авторское кино не всегда имеет отношение к режиссуре. Я сегодня пересматривал «Мужчина и женщина» Клода Лелуша и понял, что это не имеет никакого отношения к режиссуре, как к ремеслу, но это огромное творческое высказывание. 

А вчера я пересматривал «Зодиак» Дэвида Финчера, который по режиссуре сделан великолепно, но послания никакого не несёт. Это странное 3-х часовое, очень мастерское и изящное кино.

То есть, чтобы снимать авторское кино, режиссура не нужна?

Нужно отсекать все правила, только тогда ты становишься автором. Когда идешь против течения и ломаешь все каноны, ты становишься уникальной творческой единицей, а режиссура, безусловно, является ремеслом. 

Существуют две формы: мультиплексное и авторское кино. Мультиплексное — это MARVEL, Вселенная DC и так далее. Там больше профессиональной режиссуры, чем авторской. Есть другая форма — авторская. В ней предусмотрено нарушение практически всех правил. 

Съёмки фильма “Жить”, реж. Ю. Быков

В таком кино очень много вещей, которые вообще не имеют отношение к профессионализму, а имеют отношение к контексту времени, эпохи и личных качеств художника. Прежде всего, это не про ремесло, это про личное выражение.

 Художником нужно родиться?

Чтобы стать художником им надо родиться, чтобы стать режиссёром надо просто учиться.

Художник — это не всегда про профессионализм, это про личную боль, драму, уникальный способ самовыражения, не про мастерство. 

Кадр из фильма “Жить”, реж. Ю. Быков

Сами художники осознают, кем они являются?

Большой художник одновременно понимает и сомневается в том, кто он. Наверное, в этом сочетании сомнения и уверенности можно определить художника.

Без наличия ощущения, что у тебя есть миссия, предназначение, ты точно не можешь быть художником. Если у тебя такого ощущения нет — ты не художник. И наоборот, если ты сказал себе, что ты большой художник, тогда это сумасшествие или тщеславие.

Я боюсь, что даже если произнести такое вслух великому художнику, то он тут же закончится. Это как раз про мою любимую квантовую физику, частица или волна — зависит от тебя лично.  Если ты находишься в постоянных сомнениях, то это, наверное, и есть самое правильное состояние. Если ты не пульсируешь, то вряд ли что-то из тебя получится.  

Съёмки фильма “Дурак”, реж. Ю. Быков

Художник — это участь, не дар. Я немного коснулся этого ощущения. Если лично у меня был выбор, я выбрал бы гораздо более спокойную судьбу, чем та, которая у меня есть. Ощущение беспокойства преследует постоянно. Наверное, это на уровне психофизики — неизбежно.

Какими качествами должен обладать настоящий актер?

С моей точки зрения, настоящий актер должен обладать профессиональным драматическим или комедийным аппаратом, классической подачей, паузой, жестом, а не только харизмой.  Сейчас актерское искусство, особенно в медийном пространстве, в популярном и коммерческом кино — это люди одарённые сексуально-привлекательной и харизматичной натурой. За это их и смотрит массовый зритель.

Актеры Д. Шведов, И. Янковский и А. Смоляков на премьере фильма “Завод”

Я, к примеру, снимаю в основном проблемы социального характера, где героями становятся мужчины с явной периферийной фактурой от 35 лет и старше. Таких артистов очень мало, выбирать не из кого. Из тех, кто выпустился из театральных вузов 10-15 лет назад, выбор для моего кино невелик.

У меня есть пул из 3-х героев: Денис Шведов, Артём Быстров, Владислав Абашин и порядка 20-ти накопленных социальных мужских типажей, которых я переодически могу менять местами и использовать в разных картинах. Для возраста 35 лет и выше у меня не широкий выбор артистов, могло быть гораздо больше кандидатур.

Фильм “Сторож”. Почему Вы решили снять социальную мелодраму? 

В  условиях проблемного финансирования критического кино деньги находить трудно, тем более частные. Для меня важно творчески самовыражаться, и надо было найти форму соприкосновения с государственным финансированием. 
Этой формой оказался жанр человеческой драмы. 

Съёмки фильма “Сторож”

Если ты снимаешь мелодраму социальную, человеческую и  это не идет в разрез с политическим положением вещей, то тебе могут на это дать деньги, если, конечно, это ещё и хороший сценарий. 
Я попробовал написать сценарий, в котором нет никакой политики.

В чем Сила кино?

Я думаю, что в подаче визуальной информации. Кино — это одновременно и сила, и слабость. Оно вербализует практически все заложенные на уровне драматургии смыслы, фактуры, все сюжетные линии… Вы их можете наблюдать, слышать…единственное, что потрогать не можете. 

Сила в том, что это очень простой способ донесения информации, гораздо проще, чем книга или живопись, но этот способ более временной, потому что далеко не каждое кино остается в истории. 

Сила искусства в его доступности, но в то же время и слабость, потому что доступность это не всегда знак глубины, тонкости и качества. 

А. Филиппенко и Ю. Быков на церемонии вручения национальной кинематографической премии «НИКА» , награда за лучший сценарий фильма “Дурак”

Фото: открытые источники.

Banner
Напишу о Вас. PR@WSJournal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также