Юрий Анатольевич Быков — один из ведущих российских режиссёров. Автор короткометражной ленты “Начальник”, фильмов “Жить”, “Майор”, “Дурак”, “Завод”.
В чём сила кинематографа? Что ждёт авторское кино? Кто из режиссёров является для Быкова эталоном? Кто такой “Художник” и как его определить?
В интервью для журнала White Square Journal Юрий Быков ответит на эти вопросы и расскажет о новом фильме “Сторож”, премьера которого запланирована на 2020 год.
В 2015 году на одной из лекций, посвящённой вашему творчеству, Вы сказали: «Меня знает полтора человека в интернете и всё!». Прошло несколько лет, Ваша аудитория очевидно выросла. Как это повлияло на Вас и на Ваше творчество?
Это двойственный процесс. С одной стороны — аудитория увеличилась, и она ждет выхода новых картин, а с другой стороны — масштаб аудитории всегда должен определять качество того, что ты делаешь.
Я уже не могу позволить себе снять что-то дешёвое «на коленке». Отчасти поэтому картина «Завод» была недешёвой, сделанной именно для того зрителя, который ждал от меня чего-то нового после «Дурака».
Интерес к моей фигуре увеличился, а способы качественного общения с аудиторией не расширились. Пока я однозначно и позитивно это явление рассматривать не могу, потому что нужно снимать фильмы, а опыт с «Заводом» показал, что на данный момент это альтруизм мой и моих партнеров.
Пока непонятно, как с этой аудиторией общаться. Мы снимаем фильм, зрители смотрят в сети, а не на больших экранах, а в итоге команда не получает возвратных средств — это игра в одни ворота.
Что ждет прокат в будущем? Площадкой авторского кино будет интернет или кинотеатр?
Для меня одна из главных проблем: как возвращать деньги. Должно быть движение средств: снял один фильм — окупил, снял другой и так далее.
Я не сильно задумывался до момента широкого экрана, для какой аудитории я снимаю. «Завод» показал, к сожалению, что широкий экран — это площадка не совсем свойственная тому, что я делаю. Все-таки интернет, к сожалению он, потому что кино на широком экране — это другое ощущения просмотра.
Люди ходят в кинотеатр, чтобы развлечься в выходные, для них это серьёзные денежный поступок. Сказать, что они не правы, я не могу, но стало очевидным, что авторское кино снимается для интернета. Распространяется оно, по крайней мере, там.
Это плохо для режиссёров?
Если бы были понятные способы возвращать вложенные деньги, я не расстраивался бы, потому что интернет территория свободы. Дело в том, что в сети обычно смотрят миллионы, но бесплатно. И как тогда быть? Ты вкладываешь деньги, ищешь партнёров, вкладываешь ресурсы, а назад ничего не возвращаешь.
Кино на большом экране в кинотеатре или дома в интернете. Есть разница восприятия?
Дело не в широте экрана, а в коллективном просмотре. Когда люди сидят по 20–40 человек и смотрят кино, ты реагируешь не только на контент, но и на их реакцию. Ты с ними соприкасаешься, у тебя есть ощущение причастия. А когда ты смотришь наедине с экраном, например дома, то это очень интимный просмотр.
Есть фильмы, которые повлияли на Вас?
Картина, которая на меня серьезно повлияла и вдохновила — это «Храброе сердце» Мэла Гибсона. В детстве я увлекался этим фильмом и знал его наизусть.
Эта история о классическом герое, который приносит себя в жертву ради свободы и правды, причем в таком историческом, ярком и темпераментном ключе. Почему я эту картину вспомнил? Потому что никакие другие фильмы на меня не повлияли по-человечески больше, чем эта, хотя профессионально меня воспитали другие режиссёры и картины.
Кто из режиссеров является для Вас эталоном?
Алексей Герман Старший, нисколько для меня режиссёр, сколько творческий ориентир. Это очень всеобъемлющее понятие, когда ты ориентируешься не на творчество человека и его профессиональные приёмы, а на него, как на явление в творчестве. Он для меня в этом смысле гуру, эталон, прежде всего, человеческий и нравственный.
Что касается профессиональных качеств, то это Дэвид Финчер и Сидни Люмет. Я не следую строго их методологии, но они для меня учителя. С большим уважением отношусь к Фрэнсису Форду Коппола. Он для меня режиссёр «Крестного отца», а дальше есть большие вопросы, комментарии и сомнения.
Режиссура — это ремесло или высказывание?
Режиссура — это ремесло, поэтому авторское кино не всегда имеет отношение к режиссуре. Я сегодня пересматривал «Мужчина и женщина» Клода Лелуша и понял, что это не имеет никакого отношения к режиссуре, как к ремеслу, но это огромное творческое высказывание.
А вчера я пересматривал «Зодиак» Дэвида Финчера, который по режиссуре сделан великолепно, но послания никакого не несёт. Это странное 3-х часовое, очень мастерское и изящное кино.
То есть, чтобы снимать авторское кино, режиссура не нужна?
Нужно отсекать все правила, только тогда ты становишься автором. Когда идешь против течения и ломаешь все каноны, ты становишься уникальной творческой единицей, а режиссура, безусловно, является ремеслом.
Существуют две формы: мультиплексное и авторское кино. Мультиплексное — это MARVEL, Вселенная DC и так далее. Там больше профессиональной режиссуры, чем авторской. Есть другая форма — авторская. В ней предусмотрено нарушение практически всех правил.
В таком кино очень много вещей, которые вообще не имеют отношение к профессионализму, а имеют отношение к контексту времени, эпохи и личных качеств художника. Прежде всего, это не про ремесло, это про личное выражение.
Художником нужно родиться?
Чтобы стать художником им надо родиться, чтобы стать режиссёром надо просто учиться.
Художник — это не всегда про профессионализм, это про личную боль, драму, уникальный способ самовыражения, не про мастерство.
Сами художники осознают, кем они являются?
Большой художник одновременно понимает и сомневается в том, кто он. Наверное, в этом сочетании сомнения и уверенности можно определить художника.
Без наличия ощущения, что у тебя есть миссия, предназначение, ты точно не можешь быть художником. Если у тебя такого ощущения нет — ты не художник. И наоборот, если ты сказал себе, что ты большой художник, тогда это сумасшествие или тщеславие.
Я боюсь, что даже если произнести такое вслух великому художнику, то он тут же закончится. Это как раз про мою любимую квантовую физику, частица или волна — зависит от тебя лично. Если ты находишься в постоянных сомнениях, то это, наверное, и есть самое правильное состояние. Если ты не пульсируешь, то вряд ли что-то из тебя получится.
Художник — это участь, не дар. Я немного коснулся этого ощущения. Если лично у меня был выбор, я выбрал бы гораздо более спокойную судьбу, чем та, которая у меня есть. Ощущение беспокойства преследует постоянно. Наверное, это на уровне психофизики — неизбежно.
Какими качествами должен обладать настоящий актер?
С моей точки зрения, настоящий актер должен обладать профессиональным драматическим или комедийным аппаратом, классической подачей, паузой, жестом, а не только харизмой. Сейчас актерское искусство, особенно в медийном пространстве, в популярном и коммерческом кино — это люди одарённые сексуально-привлекательной и харизматичной натурой. За это их и смотрит массовый зритель.
Я, к примеру, снимаю в основном проблемы социального характера, где героями становятся мужчины с явной периферийной фактурой от 35 лет и старше. Таких артистов очень мало, выбирать не из кого. Из тех, кто выпустился из театральных вузов 10-15 лет назад, выбор для моего кино невелик.
У меня есть пул из 3-х героев: Денис Шведов, Артём Быстров, Владислав Абашин и порядка 20-ти накопленных социальных мужских типажей, которых я переодически могу менять местами и использовать в разных картинах. Для возраста 35 лет и выше у меня не широкий выбор артистов, могло быть гораздо больше кандидатур.
Фильм “Сторож”. Почему Вы решили снять социальную мелодраму?
В условиях проблемного финансирования критического кино деньги находить трудно, тем более частные. Для меня важно творчески самовыражаться, и надо было найти форму соприкосновения с государственным финансированием.
Этой формой оказался жанр человеческой драмы.
Если ты снимаешь мелодраму социальную, человеческую и это не идет в разрез с политическим положением вещей, то тебе могут на это дать деньги, если, конечно, это ещё и хороший сценарий.
Я попробовал написать сценарий, в котором нет никакой политики.
В чем Сила кино?
Я думаю, что в подаче визуальной информации. Кино — это одновременно и сила, и слабость. Оно вербализует практически все заложенные на уровне драматургии смыслы, фактуры, все сюжетные линии… Вы их можете наблюдать, слышать…единственное, что потрогать не можете.
Сила в том, что это очень простой способ донесения информации, гораздо проще, чем книга или живопись, но этот способ более временной, потому что далеко не каждое кино остается в истории.
Сила искусства в его доступности, но в то же время и слабость, потому что доступность это не всегда знак глубины, тонкости и качества.