Какие минусы есть в «особом пути» Швеции по борьбе с COVID-19?

В кризисе, вызванном коронавирусом, Швеция пошла своим путем, что позволило стране избежать резкого спада в экономике. Однако он все же произошёл и здесь. Швеция заплатила высокую цену за немного меньший экономический спад, чем это было возможно: число инфицированных и умерших от вируса с точки зрения населения было относительно высоким – и заметно выше, чем в Германии.

Шведская экономика до сих пор справлялась с кризисом коронавируса лучше, чем другие европейские страны, но насколько хорошо это обернулось в итоге?

С самого начала Швеция реагировала на пандемию коронавируса не так, как большинство европейских стран. Когда в Германии были закрыты школы и детские сады, почти все учебные заведения продолжали работать в Швеции. Небольшие магазины и пищевая промышленность также работали без существенных ограничений. Отменены были только мероприятия с более чем 50 участниками.

Несмотря на это, экономический спад все же произошел: по данным Госстата, ВВП с апреля по июнь сократился на 8,6% по сравнению с предыдущим кварталом года. Однако ситуация в шведской экономике лучше, чем в Германии, где наблюдался спад примерно на 10%. По всей Европе общая цифра составляет 12%. 

Шведская стратегия борьбы с коронавирусом находится в ведении главного эпидемиолога страны Андерса Тегнелла. Его идея состояла в том, чтобы замедлить распространение вируса, но с минимальными возможными ограничениями. Закрытие школ и изоляция – это жесткие меры, в правильности которых Тегнелл усомнился.

Вместо этого он сделал ставку на сознательность и личную ответственность граждан и посоветовал шведам соблюдать социальную дистанцию и соблюдать правила гигиены. Обязательные правила, такие как ношение масок, в стране не были введены.

Однако путь Швеции не был лишен этого плана, объясняет основатель Центра здоровья Global Health Center и советник ВОЗ Илона Кикбуш. “То, что мы делаем сейчас на этапе открытия, Швеция последовательно делала все это время”, – сказала она в интервью немецким СМИ, говоря о ситуации со школами. Шведское общество, по ее словам, очень организованно и опирается на “давние традиции шведского государства всеобщего благосостояния”, в котором люди реагировали на рекомендации властей совершенно по-другому.

Однако весной вирус быстро распространился по всей стране. К концу апреля почти каждый пятый житель Стокгольма заразился. Если посмотреть на текущие показатели по коронавирусу, то становится понятно, какую цену Швеция заплатила за свободу.

Согласно официальной статистике, до сих пор в Швеции было инфицировано более 85 тысяч человек, и почти 6 тысяч умерли от этой инфекции. При населении около 10 миллионов человек это означает около 8,5 тысяч инфицированных и 575 смертей на миллион жителей. Для сравнения, в Германии насчитывается около 2,7 тысячи инфицированных и 110 погибших на миллион немцев. Летом смертность от коронавируса в Швеции значительно снизилась, но ученые опасаются, что там показатели могут снова пойти вверх.

В Швеции коронавирусом особенно страдают пенсионеры. Почти половина из примерно 6000 человек, умерших в стране от этой болезни к середине августа, жили в домах престарелых. Критики уже давно указывают на недостаточную заботу о людях в таких учреждениях, отсутствие защитных средств и персонала для обеспечения того, чтобы болезнь содержалась как можно дольше.

По словам ректора Института мировой экономики в Киле Габриэля Фельбермайра, Швеция “спасла небольшой экономический ущерб”, но” социально-политический вопрос заключается в том, чем ей пришлось пожертвовать ” и какой ценой стране в итоге удалось добиться того, чтобы экономический спад был на 1% меньше, чем это могло бы быть. Однако эксперт не сделал однозначного заключения по этому вопросу. Как для Германии, так и для Швеции пандемия еще не закончилась. В экономическом плане оба государства будут страдать от коронавируса.

– Единственный победитель-Китай. Это единственная страна, которая не переживает масштабной рецессии в этом кризисе”,-сказал Фельбермайр. По его прогнозам, китайская экономика не будет развиваться так быстро, как в предыдущие годы, и рост составит всего около 2%, но “остальные находятся в глубокой рецессии”.

Banner

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также