Экономические задачи второго срока Рухани

В мае Хасан Рухани был переизбран на пост президента Ирана на второй срок. Ранее он смог достичь соглашения с западными странами по ядерной программе и смягчить наложенные в связи с ней санкции. Сейчас же ему предстоит решить ряд экономических проблем, среди которых диверсификация национальной экономики, инфляция и приток инвестиций.

В начале 2016 года Иран заключил сделку с США, Россией, Китаем, Францией, Германией и Великобританий, основные положения которой сводились к вывозу обогащенного урана из страны и предоставлении доступа инспекторов МАГАТЭ к ядерным объектам. При этом ни один из ядерных объектов в Иране демонтировать не планировалось, многие из них сохранили свой функционал исследовательских центров в области ядерной физики, но без техники по обогащению урана. Взамен США, ЕС и Совбез ООН должны были снять большинство санкций.

Вскоре после заключения соглашения Иран смог нарастить объемы добычи и экспорта нефти. Вдобавок Тегеран получил доступ к ранее замороженным активам в западных банках. После того, как ограничения на проведение финансовых сделок с Ираном были сняты, страна получила возможность привлечь зарубежные инвестиции. Однако рост иранской экономики находится под давлением макроэкономической ситуации в стране. Решение этих проблем, вероятнее всего, станет ключевой задачей второго срока президента Рухани.

Перспективы диверсификации экономики

Как и остальные нефтедобывающие страны, Иран столкнулся с проблемой низких нефтяных цен. В условиях роста нефтедобычи и экспорта углеводородов отрицательная динамика цен на мировом нефтяном рынке не позволяет стране максимизировать доходы от экспортных поставок. Источники доходов и экономического роста Тегеран ищет в диверсифицированной системе.

Иран стремится создать условия для транзита товаров и сырья из России, стран Европы и Центральной Азии к южным портам Персидского залива и далее в страны Южной Азии и Африки и обратно. Тегеран также рассматривает возможность дистрибуции товаров с Восточной Азии в средиземноморские порты. Это стимулирует иранское правительство расширять программы по строительству дорог и развитию логистической инфраструктуры вдоль трасс и в портах.

Кроме того, прибрежные иранские территории (Абадан, Чабахар, Энзели) получили статус свободных экономических зон: в этих районах действует иная система налоговых и таможенных сборов. Это способствует притоку инвестиций и привлечению к работе зарубежных компаний.

Иран также намерен продолжать развитие горнодобывающей отрасли и металлургии. Страна обладает крупными месторождениями угля, железной руды, меди, свинца, цинка, хрома, урана и золота. Замминистра промышленности шахт и торговли Мехди Карбасьян отметил, что до 2025 года Тегеран планирует привлечь до $40 млрд иностранных инвестиций именно в горнодобывающие проекты.

Программа по развитию энергетики предполагает постройку АЭС. По оценкам Организации по атомной энергетике Ирана, к 2025 году Ирану необходимо построить 9 новых АЭС. В таком случае генерирующая мощность всех иранских электростанций сможет составить 100 тыс. МВт.

Всемирный банк отмечает, что доля экспорта нефти в структуре доходов государственного бюджета выросла с 20% в 2015 году до 24% в 2016 году. Очевидно, рост связан с отменой западных санкций, однако президент Рухани, как и правительство отмечают необходимость снижения этого показателя в пользу других товаров экспорта, в том числе агропромышленного сектора.

При этом индекс привлекательности страны для ведения бизнеса остается низким – в 2016 году он составил 57,08 пунктов (117 место в мире), в этом году, несмотря на рост индикатора до 57,26 пунктов, Иран опустился на 120 место, что свидетельствует о необходимости структурных преобразований в том числе в законодательстве о бизнесе, считают в Всемирном банке (доклад «Economy Profile 2017. Iran, Islamic Rep.»).

Вопросы инфляции и рынка капитала

Помимо слабого притока инвестиций, Иран отличается нестабильным макроэкономическим положением. Наиболее чувствительными вопросами государственной экономической политики остаются инфляция и слабое развитие рынка капитала.

По оценкам иранского центробанка, по состоянию на 21 июля инфляция в стране составила 10,3% в годовом выражении. Однако в ретроспективе заметен тренд на снижение темпов роста потребительских цен. Так, инфляция замедлилась с рекордных 34,7% в 2013 до 9% в 2016 году.

Рынок капитала в Иране представлен Тегеранской биржей. По состоянию на 10 июля фондовый индекс TEPIX сократился на 3,7% в годовом выражении, при этом падение финансового индекса составило 16,7%, а индустриального – 1,3%. При этом число компаний, прошедших листинг на Тегеранской бирже за год увеличилось на 1,6%. Однако рыночная капитализация за 12 месяцев снизилась на 99%.

В то же время в стране наблюдается высокий уровень безработицы. Эксперты Всемирного банка (доклад «Iran Economic Monitor. Oil-Driven Recovery») оценили значение этого показателя на конец 2016 года в 13%.

Впрочем, Всемирный банк прогнозирует высокие темпы прироста иранского ВВП. Организация оценила рост экономики Ирана в 2016 году в 6,4%, а прогноза на 2017, 2018 и 2019 годы составляет 4,0%, 4,1% и 4,2% соответственно.

Фото: PolitRussia.com

Banner
Я в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Смотрите также