Эффект минуса: что происходит с еврозоной

Последние годы еврозона находится в условиях рекордно низких процентных ставок. Это относится как к базовой ставке, так и другим инструментам денежно-кредитной политики. Заседание Европейского центрального банка (ЕЦБ) 8 сентября сохранило этот тренд – ключевая процентная ставка осталась на нулевом уровне, условия программы количественного смягчения (QE) не изменились.

На заседании ЕЦБ принял решение о сохранении базовой процентной ставки на нулевом уровне, ставки по депозитам — на отметке -0,4%, а ставки по маржинальным кредитам – +0,25%. Ранее инвесторы ожидали от регулятора соответствующего решения. Кроме того, ЕЦБ указал на проблемы банков Германии, возникшие из-за отрицательных ставок, поэтому постепенно у регулятора пропадает энтузиазм в отношении последовательного снижения минусовых ставок.

Европейский регулятор сохранил условия программы QE, заявленные в марте 2016 года: ежемесячный выкуп активов в размере €80 млрд, общий показатель к марту 2017 года приблизится к отметке в €1,7 трлн. Главная проблема программы – исчерпание бондов, доходность которых находится не ниже установленной регулятором ставки по однодневным депозитам (-0,4%). По оценкам Credit Suisse, ценные бумаги Германии и Финляндии по этому критерию могут закончиться уже к концу 2016 года: согласно условиям программы QE, в портфеле ЕЦБ должно быть не более 33% всех активных облигаций страны-эмитента, и покупка бондов происходит пропорционально долям стран в ВВП еврозоны.

ЕЦБ отметил, что при необходимости не исключено продление сроков действия программы. Подробнее о политике европейского регулятора читайте в статье The White Square Journal:

Что отличает стимулирующую политику ЕЦБ?

Введение отрицательных ставок, а также запуск программы QE, по замыслу ЕЦБ, должны были разогнать инфляцию до показателя 2% в среднесрочной перспективе. Однако по макроэкономической статистике за август, инфляция составила только 0,2%. Регулятор также улучшил прогноз роста ВВП еврозоны в 2016 году – до 1,7% прироста против 1,6% в июне. В 2017 и 2018 годах ЕЦБ ожидает рост ВВП на 1,6%.

Отрицательные процентные ставки создают все большие проблемы в европейских странах. Так, банкиры Германии убеждены, что минусовые ставки сокращают их норму прибыли. Кроме того, отрицательные ставки снижают размер выплат по сберегательным и накопительным инструментам, что вызывает недовольство страховщиков и вкладчиков. Впрочем, Международный центр монетарных и банковских исследований и Центр анализа экономической политики убеждены, что «с любыми побочными эффектами можно справиться, они не столь значительны, чтобы оправдать нерешительность» в денежной политике (цитата по «Ведомостям»).

Среди факторов, определяющих эффективность отрицательных процентных ставок в монетарной политике страны, можно выделить соотношение частных и государственных пенсионных выплат, устойчивость национальной валюты, наличные средства в обороте (в долевом выражении), а также источники банковского фондирования.

Отрицательные ставки были введены в 2012 году регуляторами Дании, еврозоны, Швейцарии, Швеции, Болгарии, Японии. Недавно в эту группу вошла Венгрия. Дания отличилась позитивным эффектом минусовой ставки: ипотечные заемщики теперь не платят банкам проценты, а получают от них деньги. В странах еврозоны таких положительных трендов пока не наблюдается.

В Швеции и Дании отрицательные ставки поддержали экспортеров, так как способствовали ослаблению национальной валюты этих стран. Впрочем, не всегда ставки ниже 0 позволяют добиться этого: Япония (а точнее, ее производители), которую мировые инвесторы рассматривают в качестве тихой гавани, по-прежнему страдает от сильной иены, а кредитование и инфляция остаются заторможенными.

Немецким, итальянским, португальским и испанским банкам сложно удерживать норму прибыли, так как источником их фондирования являются средства розничных вкладчиков (велика доля депозитов). Снижение ставок по вкладам или взимание платы за хранение средств в таком случае неизбежно ведет к оттоку средств. В результате, в Германии выросли продажи сейфов частным лицам (информация производителя Burg-Waechter). Проблемы, связанные с фондированием банков, обошли стороной скандинавские страны, которые менее сильно зависят от депозитарных средств, а, например, банки Франции и Нидерландов обладают более широким спектром источников финансирования.

Кроме того, низкие и отрицательные процентные ставки затрудняют возможности для накопления тех активов, которые обеспечивают пенсионный доход. В связи с этим население может увеличить сбережения и сократить потребление в противовес намерениям регулятора. Впрочем, рост пенсионного дохода будет ограничен в тех странах, где население преимущественно обращается к частным пенсионным организациям (Великобритания, например); для континентальной Европы сверхмягкая монетарная политика открывает в этом вопросе новые возможности.

Другой фактор – объем наличных средств. Если их доля в экономике страны велика, то отрицательные процентные ставки будут иметь ограниченный эффект. В большинстве стран еврозоны наличных средств много, что осложняет монетарную политику. А, например, в Швеции с объемом обращаемых наличных средств в размере 2% ВВП минусовые ставки довольно эффективны.

По мнению председателя совета директоров UBS и бывшего председателя Бундесбанка ФРГ Акселя Вебера, денежное стимулирование экономики пришло к концу: «Настал момент, когда, возможно, чистые выгоды от дальнейшего смягчения денежной политики, особенно в Европе, но также и в Японии, перевешиваются издержками и побочными эффектами». Следующее заседание ЕЦБ состоится 20 октября, Банка Англии и Национального Банка Швейцарии – 15 сентября.

Фото: imperor.net

Banner
Я в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также