Вакансий больше чем желающих

Восточной Европе мигранты могут не нравиться, но они ей нужны больше, чем другим странам.

Проблема с нехваткой рабочей силы наблюдается во всей Восточной Европе. Строительные, промышленные и технологические компании изо всех сил пытаются найти рабочих. Тем не менее правительства именно восточноевропейских стран стали самыми яростными противниками плана по переселению беженцев в ЕС. Польша и Чехия присоединились к Венгрии и отказались принимать мигрантов, чаще всего молодых и образованных.

Опрос агентства “ManpowerGroup” показал, что 40% польских компаний ощущают нехватку рабочей силы. В Венгрии этот показатель составляет почти 50%, в Чехии и Словакии – 18 и 28% соответственно, и с каждым годом он увеличивается.
Больше всего страдают IT компании. Местные специалисты в своём большинстве переехали в западную Европу или Америку в поисках более высоких зарплат. В результате только в Польше в прошлом году нужно было 50 тысяч IT специалистов. В Словакии эта сфера готова принять 10 тысяч. В Венгрии катастрофически не хватает инженеров. Получив местное образование, молодёжь переезжает в Германию, где зарплата на 150% выше.

Тем не менее дефицит специалистов не приостановил экономическое развитие стран. Темп роста экономики Польши и Венгрии составляет 2,8-3,3% в год, но ведь показатели можно улучшить. ВВП в 2014 году был на 68% ниже среднеевропейского.

Многие восточноевропейские страны лишают себя возможности максимально использовать заложенный в них потенциал. Словакия производит примерно 1 млн автомобилей в год, самый высокий показатель в мире в перерасчёте на душу населения. В августе компания «Jaguar Land Rover» объявила об открытии в 2018 году своего первого завода на европейском континенте возле города Нитра, но исследования показали, что местное население сможет заполнить только 20% вакансий.

В Польше ситуация не лучше. На 1000 населения в ней приходится лишь 5 медсестёр. В то время как в Германии этот показатель составляет 13. Из них только 1% моложе 25 лет, 29% предпенсионного возраста.
Проверка реалиями
vakansiy-bolshe-chem-zhelayuschih-2
Было бы наивно ожидать, что мигранты смогут заполнить все открытые вакансии. Тем не менее, основная масса беженцев – это сирийцы, а они в основном все образованы. Многи доктора учились ещё в СССР и свободно говорят по-русски. Среди них есть юристы, инженеры, агрономы, учителя, свободно говорящие по-английски.

Даже для необразованной части мигрантов нашлась бы работа. Министр труда Польши заявил об огромном дефиците рабочих в строительной и аграрной сферах. Министр экономики Венгрии признаёт нехватку продавцов, садовников, пекарей и плотников. Восточноевропейские страны и так уже привлекают десятки тысяч сезонных рабочих из соседней Украины. Чиновники заявляют, что такой импорт рабочих рук лучше, поскольку культуры соседних стран ближе. К тому же Болгария и Румыния – члены ЕС, хотя и не входят в Шенгенскую зону.

Критики плана переселения мигрантов правы в том, что интеграция беженцев – сложный процесс, но и положительные стороны его очевидны. Так считает экономист из Всемирного банка, Марцин Пятковски. «Польша, скорее всего, не сможет догнать Запад, если закроется от иностранных рабочих».

Banner

Смотрите также