Россия и Татарстан: ассимиляция или федерация?

В июле истекает срок действия Договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, подписанного в 2007 году сроком на 10 лет (Полное название: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан). Руководство и общественность республики добиваются от федерального центра продления этого договора. Так, в апреле III Съезд народов Татарстана обратился к Президенту РФ В.В.Путину с просьбой о продлении договора. Большинство же федеральных политиков считают Договор о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Татарстаном ненужным. Окончательное решение Кремля по этому вопросу пока не озвучено.

Общественность Татарстана видит Договор, как гарантию сохранения принципов федерализма с отношениях с Москвой.

Рассмотрим какую пользу приносит этот договор и какую пользу способны принести подобные договоры с точки зрения развития Российской Федерации.

Мнения федеральных политиков о договоре. Среди московской политической элиты распространены следующие мнения о договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и РТ:

– договор не нужен, потому, что все вопросы взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации уже отрегулированы.

– все субъекты федерации должны быть равноправны, особое положение Татарстана ущемляет их права;

– договор нужен только татарской элите, которая таким образом хочет обеспечить сохранение своего нынешнего положения.

Эти мысли высказывали люди разных политических взглядов. Рассмотрим, в чём они неправы, и какую пользу приносит действующий договор.

Что даёт федеральному центру особый статус Татарстана? Договор, закрепляя некоторые дополнительные полномочия органов государственной власти Татарстана, декларирует особый статус РТ в РФ. Рассмотрим, какую пользу он приносит Российской Федерации.

1. Татарстан является витриной регионального, инновационного развития и федерализма в России.

В начале 2000-х годов, под давлением федерального центра отказавшись от суверенитета и многих политических амбиций, руководство Татарстана во главе с М.Шаймиевым, переключившись в основном на проблемы развития экономики РТ, и взялось за ряд масштабных проектов. Их цель с одной стороны привлечение масштабных федеральных средств и иностранных инвестиций, что, несомненно, было выгодно республике и татарстанской элите; с другой продвижение Татарстана и Казани как бренда, стремление сделать их узнаваемыми в мире, превратить Казань в крупный деловой, спортивный, культурный, туристический центр. Это совпало с желанием российского руководства, у которого в результате роста цен на нефть появились деньги и возможность продемонстрировать свою возросшую мощь. И Татарстан с его сильной экономикой, единой сплочённой, достаточно организованной, и умеющей работать элитой лучше всех подходил на эту роль. Так появились проекты проведения в Казани Универсиады 2013, ЧМ по водным видам спорта 2015, участие в проведении ЧМ по футболу 2018 и в других мероприятиях. Яркое, успешное проведение Универсиады, чемпионатов мира условия, несомненно, повысило авторитет, улучшило репутацию России в мире. Проведение в Казани мировых спортивных, культурных, религиозных мероприятий заодно демонстрирует сохранение в РФ федерализма, успешное развитие регионов, несмотря на то, что для России это является исключением.

2. В последние годы, из-за ухудшения внешнеполитического положения России, руководители Татарстана активно привлекаются федеральной властью, как резервный канал развития взаимоотношений с зарубежными странами, используются для налаживания отношений со многими странами мира, прежде всего с мусульманскими, а также с рядом европейских стран. Эта возможность обеспечена, тем что: Татарстан воспринимается в мире как мусульманская республика, а Президент РТ Р.Минниханов – как достаточно самостоятельный и влиятельный политик; татары и Татарстан являются частью тюркского мира; во многих странах имеются достаточно многочисленные и активные татарские диаспоры, поддерживающие культурные связи с Татарстаном. Так, татарский национальный праздник Сабантуй в 2016 году был проведён за рубежом в 70 городах 25 стран мира.

Как и в первом случае, договор, подтверждающий полномочия Татарстана, будет повышать их статус внешних связей РТ, принося пользу России.

3. Татарстан имеет наиболее сильные горизонтальные связи с регионами России, тем самым укрепляя федерацию. Это, прежде всего, этнокультурные связи: проведение татарских и многонациональных праздников, фестивалей, гастроли творческих коллективов. На базе этнокультурных связей строятся и экономические связи. Например, несколько лет в России работает ассоциация татарских сельских предпринимателей, есть ассоциация татарских сёл.

Таким образом, закреплённый договором особый статус Татарстана, способствует как укреплению самой Российской Федерации, так и развитию её внешних связей и поднятию имиджа России в мире. Татарстан остаётся для регионов РФ ориентиром для сохранения и развития федеративных отношений. Федерализм – основа, без которой невозможно полноценное экономическое и политическое развитие страны, в т.ч. демократизация политической жизни и создание гражданского общества. По большинству вопросов политического и экономического самоуправления регионы должны быть равноправны, но есть направления, по которым одним регионам дополнительные полномочия жизненно необходимы, а другим они просто не нужны. Россия никогда не была и может быть симметричной федерацией с одинаковыми полномочиями и правами регионов. И это закреплено в Конституции РФ.

Что скрыто за негативным отношением к договору? За неприятием договора разграничения полномочий между РФ и РТ скрывается негативное отношение не только элиты, но и большинства русских, особенно в центре России, к национальным республикам. Вокруг народов России и их национальных республик создано много мифов. Один из главных: что республики, и особенно Татарстан, являются главным источником угрозы распада России. При этом, не обращают внимание, что для этого нет ни юридических механизмов, ни физической возможности, ни политической воли народов. Как, я уже написал, Татарстан имеет самые сильные горизонтальные межрегиональные связи в Российской Федерации. И чем сильнее, самостоятельнее будет Татарстан, чем больше он будет заниматься сохранением и развитием татарского народа, его языка и культуры в масштабах всей РФ, тем сильнее будут эти связи, тем сильнее Татарстан будет привязан к федерации. Федеральный центр же наоборот старается эти связи ослабить.

Главная функция национальных республик – создание условий для развития народов, сохранение и развитие языков и культур нацменьшинств РФ.

Значительная или большая часть российской политической элиты считает благом ассимиляцию нацменьшинств. Они считают, что ассимиляция и растворение нацменьшинств, сплотит народ России в единую нацию и снимет угрозу распада РФ.

Однако дело обстоит как раз наоборот. Ассимиляция нацменьшинств разрушает традиционные межэтнические связи между народами РФ, межрегиональные связи внутри этносов, связи между поколениями, привязку людей к своей земле и её истории. А эти связи является основой, на которой держится государство, а не какие-то идеи, вокруг которых власть пытается сплотить народ. В силу объективных причин, процессы ассимиляции в мире ускорились, их невозможно совсем остановить. Для больших народов, включая русских, она тоже актуальна, но в других формах; поглощая большое количество представителей других народов, они тоже частично теряют свою идентичность и иммунитет от дальнейшей ассимиляции. В интересах государства не поощрять, а наоборот, тормозить процессы ассимиляции нацменьшинств.

Сильно ошибаются те, кто считает, что, переход на русский язык, смешивание и ассимиляция народов приведёт к созданию единой российской (русской) нации от Балтийского моря до Тихого океана. Огромные расстояния, слабые связи, различие природы и условий жизни, уровня экономического развития, этнического состава и исторического развития регионов, и даже разный состав мигрантов вливающихся в местное население, вероятнее всего, приведут к формированию не только в республиках, но и на других окраинах отдельных региональных русскоязычных этнических групп. Они будут более сплочёнными и более оппозиционными федеральному центру, чем нынешние аморфные национальные группы в республиках, часть из которых сейчас ориентируется на местную, часть на московскую элиту. Такой ход событий на самом деле крайне невыгоден федеральной власти и элите, которые хотят сохранить полный политический, экономический и финансовый контроль над регионами.

В долгосрочной перспективе Россия может сохраняться и развиваться в нынешних границах, только как многонациональная федерация с широкими полномочиями субъектов, с многообразными гибкими связями между регионами и центром.

Общероссийская гражданская идентичность, о создании которой много говорят в последнее время в России, существует давно – с 1990-91 годов. Сначала к ней относилась часть общества, которая поддержала изменение общественного строя и создание российской государственности вместо советской системы, позднее к началу 2000-х – абсолютное большинство. Но глупо пытаться противопоставлять гражданскую идентичность национальной, и пытаться её заменить. Никогда гражданская идентичность не подавит национальную, тем более, религиозную идентичность. Если национальное самосознание сильно ослабеет, усилится религиозное и региональное самосознание. Человек не может жить в одномерном мире, как хотят многие политики, тем более в такой огромной стране. Прочность государства достигается не путём навязывания каких-то стандартных ценностей, а гармоничным сочетанием, сохранением этнических, религиозных чувств, особенностей, и региональных интересов. И в этом случае ценность гражданской общности сама собой многократно возрастает. Лучший пример этого – Швейцария и швейцарцы.

Главная особенность Татарстана, которая не может быть отражена в Конституции РФ: Татарстан представляет интересы не только почти 4 миллионов жителей республики разных национальностей, но и около 3,5 миллионов татар живущих в других регионах России, и около 1 миллиона татар живущих за рубежом. Обязанность республики, главный смысл государственности – сохранять и развивать татарский язык и культуру.

Как сказано ранее, это приносит большую пользу и Российской Федерации в целом. Но развитие языка и культуры любого народа сейчас невозможно без создания современной инфраструктуры. Основу этой инфраструктуры должны система образования с полным циклом обучения на татарском языке: детский сад – школа – университет, и современные и конкурентоспособныё СМИ. И республика должна иметь полномочия и средства для развития этой инфраструктуры не только в Татарстане, но и в других регионах РФ.

Реальному укреплению Российской Федерации способствовало бы, например, создание федерального телеканала и радиостанции на татарском языке, возрождение татарских национальных школ в регионах, создание системы высшего образования. Это не означает дать преимущество татарам перед другими нацменьшинствами. Наоборот, если это будет сделано татарами, то это откроет подобную возможность и другим народам.

У некоторых возникнет вопрос, какая польза от этого русским?

Польза есть. Это подтверждают лучшие демографические показатели русских в республиках Поволжья и Урала за последние 15 лет. В частности, Татарстан последние 2-3 года имеет набольший естественный прирост населения в европейской части РФ, при полном равенстве демографических показателей татар и русских. В республиках Поволжья и Урала русским комфортнее, чем в соседних областях. Для этого есть объективные причины. Но, это уже выходит за рамки нашей темы…

Предложения от общественности по содержанию договора.

В Татарстане есть разные мнения, о том, каким должно быть содержание договора. Но первым требованием к федеральной власти, из озвученных , является сохранение наименование должности Президент РТ.

Значительную часть республиканской общественности не устраивает декларативность, отсутствие реальных механизмов разграничения полномочий между республикой и федеральным центром. Ряд требований по наполнению договора реальным содержанием были выдвинуты Всетатарским общественным центром и некоторыми другими общественно-политическими организациями.

1. Значительное увеличение доли доходов оставляемых в республике. Конечно, вряд ли можно рассчитывать, что федеральный центр согласиться оставлять республике 70% доходов. Это является неким ориентиром. Подобного хотят все регионы-доноры. Развитие регионов РФ и страны в целом невозможно без федерализма. А федерализм невозможен без права регионов распоряжаться большей частью своих ресурсов для экономического развития.

2. Обеспечение условий для развития системы образования на татарском языке. Введение ЕГЭ и возможность его сдачи только на русском языке привела к упадку и разрушению системы образования на татарском языке и на других языках нацменьшинств РФ. Обучение в старших классах школы ориентировано в основном на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, поэтому изучение большинства предметов на родных языках, начиная с 7-8 класса, становится нецелесообразным. Число школ с преподаванием на татарском языке с 2002 по 2013 год уменьшилось в 3 раза. Это является проблемой всех коренных нацменьшинств РФ.

Временным и частичным решением этой проблемы стало бы позможность сдавать предметы по выбору на ОГЭ и ЕГЭ на родном языке.

3. Создание общефедерального телеканала и радиостанции на татарском языке. Добавлю к этому от себя, что было бы справедливо, чтобы 10-15 % от общего эфирного времени всех федеральных телеканалов и радиостанций было выделено для вещания национальных телеканалов и радиостанций, в соответствии с их долей в населении РФ. Это означает создание как минимум 3-х этнокультурных каналов; ещё столько же можно выделить для других региональных каналов.

Частичное решение проблемы – включение татарстанского ТНВ, вместе с несколькими региональными многоязычными каналами в мультиплексы общедоступного цифрового ТВ. Но этот вопрос, как и вопрос о выделении частоты для радиостанции на татарском языке остаётся без ответа.

Заключение. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Татарстана выгоден и федеральному центру и республике. Также он требует большей детализации и дополнений.

Возможность передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти региональным властям, прописана в статье 78 Конституции РФ. Поэтому договора о разграничении полномочий – это конституционная, правовая форма взаимодействия между субъектами федерации и федеральным центром, в отличие от негласных льгот и преференций, которые были и будут всегда.

Они способны сделать федерацию более гибкой и эффективной, и в интересах РФ этот инструмент следует сохранить и развивать.

Автор: Наил Гыйлман

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Фото: открытые источники

 

Banner

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также