Путин делает ставку на Германию: газопровод на Турцию под вопросом

Не прошло и года с тех пор, как Турция для России превратилась из потенциального главного партнёра по поставкам газа в большой знак вопроса.

После того как все страны устремили свои взгляды на сирийский конфликт, российский «Газпром», один из самых крупных мировых производителей газа, заявил на прошлой неделе, что он уменьшит мощности запланированного газопровода в Турцию и Европу на 50%.

Турецкий президент Реджеп Эрдоган, в свою очередь, предупредил на прошлой неделе, что энергетическое сотрудничество может пострадать, поскольку Россия нарушила воздушное пространство его страны и усиливает военное присутствие в регионе.

Ситуация оказалась совершенно далёкой от той, когда Владимир Путин рассказывал, что Турция превратится в энергетический хаб для южной Европы, поскольку новый газопровод должен был помочь России уменьшить зависимость от газового транзита через Украину. Теперь он чувствует возможность изменить своё отношение к Турции, второму по объёмам потребителю российского газа, поскольку в сентябре он согласился расширить газопровод «Северный поток», который связывает Россию с Германией напрямую.

«Путин надеется на «Северный поток», но это рискованно». Так считает Сижбрен де Йонг, эксперт по энергетической безопасности в Гаагском центре стратегических исследований. Он сомневается, что «Газпром» может себе позволить позлить Турцию и отказаться от доходов. Мигель Ариас Каньете, еврокомиссар по вопросам энергетики, заявил, что риск как раз и заключается в том, что 80% импорта газа сконцентрируется на одном маршруте.
putin-delaet-stavku-na-germaniyu-2
Сильная взаимозависимость
Задержки с расширением проекта «Северный поток-2» могут заставить Россию снова заговорить о сотрудничестве с Турцией. Но пока Путин и Эрдоган не смогут договориться по поводу Сирии, сотрудничестве в сфере поставок газа всегда будет под вопросом. Хотя Алтай Атлы из Босфорского университета заявил, что «между двумя странами огромная взаимозависимость, и ни Турция, ни Россия не захотят пожертвовать экономическими выгодами только из-за разногласий по поводу будущего Башара Ассада.

Хотя для «Северного потока-2» не нужно одобрение Европейской комиссии, всё равно могут возникнуть политические и юридические проблемы. С похожими «Газпром» столкнулся с газопроводом «Опал» в Германии, связанным с действующим «Северным потоком», который используется лишь на половину мощности, так как согласно европейским правилам к нему необходим доступ конкурентам.

Россия рассчитывает на газ и нефть, которые составляют примерно половину её бюджетных поступлений, но в то же время смешивает энергетическую сферу с политическими целями. В прошлом году она активизировала сотрудничество с Турцией и Китаем, когда отношения с ЕС и США ухудшились из-за Украины, а доходы от продаж газа в Европу снизились из-за падения цен на энергоресурсы.

Европа получает примерно треть необходимого ей газа из России, и треть этого объёма поступает через украинскую ГТС. «Газпром» стремится завершить или хотя бы сократить транзит газа через неё после окончания контракта в 2019 году.

Banner

Смотрите также