«Москва-Сити» — гордость или градостроительная ошибка?

26 ноября в Лектории Музея Москвы, в рамках цикла «Атлас современной Москвы», состоялась дискуссия на тему «Москва-Сити» — гордость современной Москвы или градостроительная ошибка?».

Предметом обсуждения стал один из самых противоречивых и заметных столичных районов, навсегда изменивший городской ландшафт. Формулировка темы вобрала в себя весь диапазон существующих, порой противоположных мнений об этом участке городской застройки на берегу Москвы-реки. Участниками круглого стола стали архитекторы, члены команды ОАО «СИТИ», редакторы ведущих отраслевых изданий и ресурсов.

Так, своим взглядом на историю становления района поделился заслуженный архитектор России, член-корреспондент Академии художеств Сергей Ткаченко, который с 2004 по 2011 годы был директором ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы, принимавший участие в проектировании ММДЦ, а ныне занимающий пост главного архитектора г. Калуги. Он рассказал, что территория, на которой расположился Сити, всегда считалась «резервной» — для создания общегородского общественного или выставочного пространства.

Только в 1990-х годах здесь начались подготовительные работы по возведению ММДЦ «Москва-Сити». За время строительства делового центра концепции многих небоскребов были пересмотрены. Сами небоскребы выросли примерно в 2 раза, а вместо парка на месте центрального ядра был построен ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити». И сейчас, по мнению Сергея Ткаченко, перед управляющей компанией «СИТИ» и городом стоят задачи по благоустройству этой территории, созданию рекреационных зон, а также по разрешению транспортной ситуации за счет строительства дублеров Кутузовского проспекта и развития общественного транспорта.

Татьяна Вольцингер, директор по развитию ОАО «СИТИ», управляющей компании ММДЦ «Москва-Сити», рассказала о нынешнем состоянии дел в этом районе. Она отметила, что Сити напрасно называют долгостроем, и привела в качестве примера сроки реализации столичного делового центра и европейских аналогов. Получилось, что Сити из них самый молодой — его строительство ведется всего 18 лет, тогда как парижский La D?fense строят уже 58 лет (с 1956 года), а лондонский Canary Wharf — 26 лет (с 1988 года). Все строительные работы на территории ММДЦ будут завершены к 2018 году, по прогнозам парижский квартал полностью сдадут на год позже, в 2019 году.

«Если посмотреть на деловой центр с набережной, то можно заметить, что это практически завершенный комплекс, линия района выстроилась, Сити стал символом современной Москвы», – заметила Татьяна. Она также подвергла сомнению распространенное мнение о высокой плотности застройки: в сравнении с мировыми образцами деловых столиц Сити, напротив, отличается наиболее приемлемой пространственной организацией. По ее словам, здесь оптимальная плотность застройки: когда городские кварталы рассредоточены по территории, это приводит к необоснованным расходам по содержанию транспортной и инженерной инфраструктуры.

Планами по развитию транспортной инфраструктуры в Сити поделился Алексей Митяев, советник руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. По его словам, ТПУ, строительство которого должно быть завершено в 2015 году, позволит объединить в единую сеть московскую кольцевую железную дорогу, метро и наземный транспорт, а в 2016 году к Третьему пересадочному контуру метрополитена будет подключена станция метро «Деловой центр».

О том, как будет обустроено пространство между небоскребами и что будет сделано для того, чтобы резидентам и гостям было комфортно среди этой масштабной застройки, рассказал Артем Укропов, главный архитектор бюро Megabudka, партнер архитектурно-дизайнерского бюро «СИТИ». По его мнению, у Сити появился «разумный хозяин» — новая команда управляющей компании делового центра, понимающая, что и как нужно сделать, чтобы эта территория действительно ожила. Первое, с чего начнет архитектурно-дизайнерское бюро «СИТИ» и Megabudka — с функционального программирования пространства, суть которого заключается в том, чтобы придать каждому участку между башнями правильный смысл, наполнить его необходимой, логичной социальной активностью. Сейчас проводятся подготовительные работы, анализируются пешеходные потоки — куда и с какой целью передвигается «население» делового квартала.

Идею функционального программирования поддержала Елена Лыкова, редактор проекта «РБК-Недвижимость». Она отметила, что вопрос благоустройства не может быть решен в отрыве от разработки системы навигации. Нужно сделать так, чтобы посетители делового центра чувствовали бы себя комфортно и спокойно, не опаздывая на встречи и совещания. Навигация Сити должна быть логичной и понятной.

В свою очередь, Валерия Мозганова, руководитель направления «Недвижимость» на радиостанции Business-FM, отметила, что архитектура Сити, его соответствие градостроительному пейзажу и благоустройство — все это, без сомнения, важно, но еще важнее — функциональная составляющая, его соответствие предназначению — “деловой центр”. По ее мнению, в связи с масштабом проекта на рынок было выведено большое количество площадей, которые не были поглощены с такой скоростью, на которую рассчитывали инвесторы и девелоперы. И сейчас уровень вакантных площадей в Сити составляет 40%. Эту позицию прокомментировала Татьяна Вольцингер, приведя данные по заполняемости объектов.

Так, в небоскребах, сданных в эксплуатацию к 2011 году, уровень заполняемости достигает порядка 90%. Нельзя суммировать площади в сданных в эксплуатацию и еще не завершенных комплексах. По ее словам, применение среднестатистических показателей для Сити не вполне уместно, поскольку район представляет собой субрынок со своими законами, определяющими инвестиционную привлекательность и сроки заполняемости объектов — в среднем они составляют 3 года.

Итоги дискуссии о том, градостроительная ошибка «Москва-Сити» или нет, подвела Валерия Мозганова, отметившая, что сегодня многие столицы, претендующие на звание глобальных городов, пытаются обзавестись своим небоскребом. Он может быть один или — несколько, как в Сити. Но это действительно новая визитная карточка города, наша данность.

«Москва-Сити» — это район, с которым не считаться больше нельзя, он состоялся, став полноценным участником столичной жизни.

Источник информации: citynext.ru/news/moskva-siti-gordost-sovremennoj-moskvy-ili-gradostroitelnaja-oshibka

Banner

Смотрите также