История польского плаката

До того, как эпоха глобализации окончательно поглотила человечество, польские художники создавали свои собственные произведения для внутреннего рынка. В результате образовалась целая школа в дизайне и искусстве.
В этой статье представлен короткий экскурс в историю польского плаката, как зарождалось движение и как оно развивалось, формируя уникальное художественное течение на рубеже 20-ого века.

Начало

К концу 19-ого века Польша по-прежнему отсутствовала на картах. Ее территория была разделена и контролировалась Россией, Австрией и Пруссией. В то время, как Варшава, тогда еще находившаяся под властью России, стала крупнейшим экономическим, торговым и промышленным центом
«несуществующей» страны, второй по величине город Краков уже тогда зарекомендовал себя, как колыбель для художественной, культурной, научной и религиозной жизни Польши, став «идеалогической» столицей.

Краков был населен писателями, поэтами и художниками, которые, путешествуя по всей Европе, вступили в контакт с модернисткими культурными течениями того времени. В это время уже была изобретена цветная литография, и школа плаката только зародилась во Франции,  благодаря Жюлю Чере. Под влиянием достижений французских мастеров, таких как Анри Тулез-Лотрек, к примеру, польские художники выбрали плакат в качестве нового средства самовыражения. Вернувшись на родину, польские художники, которые в свою очередь являлись членами Академии изящных искусств, сделали плакат новой формой искусства в стране.

Первые польские плакаты появились в 1890-х годах. Их авторами были выдающиеся польские художники, такие как Йозеф Мехоффер, Станислав Выпьянски, Кароль Фрыч, Казимеж Сичульски и Войцех Вайс. Под влиянием югендстиля и
сепаратистких движений, они рисовали плакаты, которые были связанны с искусством, анонсируя выставки, театральные
и балетные представления. Их работы приобрели популярность, что привело к тому, что в 1898 году в Кракове состоялась первая Международная  выставка плаката.

Югендстиль, сецессион, японский стиль и модернисткие стили, такие как, к примеру,кубизм, смешались с традиционными элементами символики и народного фольклора. Но главной особенностью польского плаката, и то, что поставило
его отдельно от европейских школ, стало особое внимание художников к высокохудожественному оформлению каждого проекта, что и станет в последствие главной характеристикой польского плаката.

Стефан Норблин и туристический плакат

В период между двумя мировыми войнами, Польша снова становится независимым  государством. Двадцать лет независимости принесли небывалый рост во всех отраслях. Особенно это коснулось туризма. Достаточно ответственное задание- нарисовать серию плакатов, чтобы привлечь туристов в Польшу, легло на плечи известного художника того времени Стефана Норблина.

К исполнению задания Норблин подошел скорее как художник, нежели, как рекламист, поэтому его плакаты отчасти больше похожи на картины. Но, не смотря на это, он использовал очевидные образы, чтобы обеспечить мгновенное чтение зрителем  информации, которую он хотел донести.

Хотя его работы были наполнены узнаваемыми формами и силуэтами, они сразу бросались в глаза благодаря яркой цветовой гамме. И хотя плакаты Норблина были далеки от экспрессионизма, у него получилось создать ирреальную атмосферу вокруг знакомых предметов.

Тадеуш Гроновский: отец польского плаката

После Первой мировой войны Польша окончательно обрела независимость (1918). За этим последовал стремительный процесс индустриализации и развитие торговли. Рынок товаров и услуг разрастался с каждым днем, что соответственно привело к резко возросшей необходимости в рекламе.

Плакат в данном случае стал наилучшим вариантом.Рекламный плакат 1920-х и 1930-х годов отличается от своих высокохудожественных предшественников тем, что он использует упрощенный визуальный язык для общения со зрителем.

Упрощение плаката в большей степени произошло благодаря кубизму, стилю, который освободил искусство от необходимости подражать природе. Архитекторы, в особенности студенты Варшавского университета были наиболее активными
создателями плакатов в этот период. Молодые художники не были отягощены балластом опыта, в отличие от своих предшественников, что позволило им намного смелее
использовать геометрию в качестве изобразительного приема. Среди этих художников особенно выделялась фигура Тадеуша Гроновского.

Одаренный студент, Гроновский стал первым художником, который специализировался на плакате. Под влиянием европейских художественных движений, он практически
единолично создал искусство польского плаката.

Учитывая новые потребности рынка, он использовал весь спектр инструментов, которые были доступны художнику в то время, чтобы создать самые яркие и запоминающиеся рекламные образы. Именно он начал использовать аэрограф, что привело к появлению более плавных линий и форм.Его работы до сих пор считаются важной вехой в развитии того, что сейчас известно, как школа польского плаката.

В отличие от Стефана Норблина, Гроновский походит к плакату, как к чему-то принципиально новому. Вместо того, чтобы адаптировать свой живописный стиль к формату плаката,
он создает новую форму художественного самовыражения. Он является одним из первых художников, кто сознательно использует типографию, как художественный прием, и часто
задействует юмор, что определенно нравится зрителю.

Варшавские архитекторы

Работа Гроновски была продолжена в тридцатые годы группой архитекторов, получивших образование в Варшаве под руководством профессоров Зигмунда Камински и Эдмунда Бартломейчика. В университете они получили опыт прикладной графики, что в последствие сыграло свою роль в переходе от архитектуры к искусству плакатной графики.

Причиной перехода стала экономическая ситуация в стране и стремление работать в современном обществе, которое охотно поддерживало плакатное искусство. Эта группа архитекторов приняла подход Тадеуша Гроновски, объединив его с
композицией и пропорциональностью, в чем им помогло их архитектурное образования.

Они не только использовали трехмерность, как элемент композиции, но и адаптировали свои навыки к сюжетной составляющей плаката. Например, использовали гротескные фигуры для праздничных или театральных плакатов, яркие и динамичные композиции для иллюстрации спортивных мероприятий. Их работы знаменуют собой переход от простой повествовательной композиции к более современному рекламному подходу 20-го века.

Плакаты пропаганды

После Второй мировой войны Польша оказывается под влиянием коммунизма. Новое правительство поставило перед собой цель распространить свою идеологию, сделав ее приемлемой для общественности. С этой целью была создана
Студия Пропагандного Плаката в городе Люблин.

Влодзимерз Закржевский  был талантливый пейзажистом и активным членом Коммунистической партии, он изучал живопись в Москве и в 1940 году рисовал плакаты для советской пропаганды. Это и сделало его идеальным кандидатом на роль главы студии. Закржевскому был предоставлен список броских фраз, к которым предстояло разработать графические образы, а так же создать свод правил для создания агитационных плакатов.

Закржевский стремился представить новый визуальный язык, основываясь на проверенных образах, заимствованных из стилей, изученных в России. Он так же выступал в роли наставника для ряда художников, которые, по сути,
не были профессионалами в плакатной графике.

Золотой век польского плаката

Пятидесятые и ранние шестидесятые стали Золотым веком для польского плаката. Как и все отрасли, киноиндустрия контролировалась правительством. В то время существовало два основных института, ответственных за ввод в эксплуатацию плакатов: Film Polski (Польский фильм) и Centrala Wynajmu Filmow. Плакаты их интересовали больше с художественной точки зрения, нежели с дизайнерской, что давало художникам
свободу для самовыражения.

По этой причине школа польского плаката в то время стала намного разнообразнее по стилю. Ожесточенное сталинское правление осталось в прошлом, вновь предоставив
художникам возможность творить. Те работы, которые сейчас считаются классическими примерами польской школы были созданы именно в это время, но здесь важно сделать несколько важных замечаний.

Во-первых в то время плакат чуть ли не единственным доступным средством самовыражения. Во-вторых, не смотря на контроль индустрии  развлечений, государство тем не менее не сильно заботилось о том, как выглядели плакаты. В-третьих, работая вне коммерческих ограничений капиталистической экономики, художники могли в полной мере выразить свой потенциал. У них не было выбора, кроме как освоить плакатный дизайн, поэтому они так тщательно посвятили себя этому искусству.

Именно по вышеописанным причинам, киноафиши того времени больше похожи на изобразительное искусство, нежели на коммерческое. В отличие от западных, польские художники пренебрегали требованиями больших студий. Они требовали
полную свободу творчества и получили ее. Они создали мощные образы, вдохновленные фильмами, практически их не демонстрируя: без снимков звезд, без прямых отсылок, без необходимости связывать визуальную часть с названием.

В этом отношении польская школа похожа на работы Сола Басса — редкого примера голливудского художника, который пользовался уважением у многих киностудий и получал от них полную свободу действий. Рядом с типичными голливудскими плакатами с гигантскими хедшотами с именами звезд и названием, польские плакаты до сих пор выглядят свежо и вдохновляюще.

Вот некоторые из многих классических работ, созданные в то время, такими художниками, как Виктор Горка, Эрик Липински, Марек Мосински, Ян Леница, Ежи Флизак и другие.

Декаданс и смерть

Школа достигла пика своего развития в середине шестидесятых и в течение следующего десятилетия сошла на нет. Восьмидесятые годы в Польше были отмечены народными волнениями в связи с все более угнетающем коммунистическим
правлением.

Ярким примером является созданное в то время движение Солидарности. А после 1989 года, когда киноиндустрия окончательно стала коммерческим предприятием, польский плакат окончательно умер.

Но тем не менее плакат оказал огромное влияние на польскую культуры и стал ее неотъемлемой и важной частью. На протяжении последних десятилетий появился небольшой специализированный рынок для польских плакатов. Его цель не только ностальгия, но и сохранение художественного наследия.

Ссылка на первоисточник:
https://www.smashingmagazine.com/2010/01/the-legacy-of-polish-poster-design

Настя Пахомова
Я в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Смотрите также