Игра продолжается: США, Китай и торговые войны

США и Китай стараются переписать правила региональной торговли.

Военная активность в Южно-китайском море превратила регион в горячую точку потенциального конфликта, где две страны пытаются взять под контроль морские пути, по которым проходит 40% мирового торгового оборота.

Но дело не только в этом. Самая большая и вторая по величине в мире экономики борются за право установления международных торговых правил. Последний раунд этого состязания состоится на этой неделе на ежегодном саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, где Барак Обама и Си Цзиньпин присоединятся к лидерам 21 страны Тихоокеанского кольца в Маниле (Филиппины).

АТЭС было создано для продвижения свободной торговли в регионе, но президент США и председатель КНР используют саммит для агитации лидеров стран за присоединение к созданным ими другим торговым блокам, противостоящим друг другу.

Цзиньпин будет подталкивать АТЭС к возглавляемой Китаем Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли (АТЗСТ), а Обама попытается привлечь такие страны, как Южная Корея, Индонезия и Таиланд, в проамериканское Транстихоокеанское партнёрство (ТТП).

Всё происходит в условиях напряжённости между Пекином и Вашингтоном по поводу установления новых инвестиционных правил и соглашений о свободной торговле. Кроме ТТП, США продвигают также Трансатлантическое экономическое и инвестиционное партнёрство (ТАЭИП), которое охватит США и Европу и превратит их в самую большую зону свободной торговли.

Пекин эти шаги рассматривает как попытку Вашингтона контролировать рост китайской экономики и ответил собственными инициативами, в том числе и о свободной торговле.

Китай поздно присоединился к соглашениям о свободной торговле, но он навёрстывает упущенное время. Он подписал соглашения уже с 20 странами, от Швейцарии до Чили. Переговоры ведутся с Норвегией, Саудовской Аравией и Шри-Ланкой.

Очевидно, что дело не только в экономике. Аналитики уверены, что «геополитика – один из самых главных мотивов для торговой дипломатии и в Пекине, и в Вашингтоне». К тому же заметна разница в масштабах. ТТП, куда входит 12 стран, представляет 40% мирового ВВП, а вот АТЗСТ с 21 членом – 57%.

Камел Меллахи, профессор стратегического менеджмента и эксперт по Китаю, считает, что все соглашения предполагают разные игры по отличающимся правилам, и странам, принадлежащим к противоборствующим блокам, придётся играть в обе игры.

Banner

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также