Кристофер Вилк – куратор новой выставки, посвященной истории фанеры в Лондонском музее Виктории и Альберта, восхваляет и восхищается этим материалом.
“Это действительно сильный материал”, – сказал Кристофер, стоя под фанерным самолетом, свисающем с потолка. От обыкновенных стульев до боковых досок, выполненных в Викторианском стиле, от довоенных самолетов до сборных домов- нет предела универсальности, гибкости и прочности фанеры.
Эта выставка «Фанера: материал современного мира» нацелена на то, чтобы раз и навсегда изменить мнение о недооцененном материале.
Фанерной технике уже тысячи лет (фрагменты слоистой доски были найдены в египетских гробницах), но именно Викторианцы сформировали наше восприятие и значимость этого материала сегодня.
Массовое производство фанеры и новые технологии производства в середине XIX века означали, что фанера была востребована и актуальна, особенно в производстве мебели. Но с популярностью фанеры пришло и пренебрежение к ней.
Слово фанера была впервые использована в 1906 году, и только к ХХ веку, восприятие материала медленно начало меняться. Все большее число производителей начали по достоинству оценивать возможности этого легкого, недорогого и легко формовочного материала, особенно в авиации.
Способность фанеры формировать интересные формы также привлекает и современных дизайнеров мебели, в том числе Марселя Брейера, Робин Дэй, Сори Янаги и Рэя Имса. Они начали с огромным энтузиазмом экспериментировать с данным материалом, находя еще более новые, необычные формы.