Белые против черных: Америку охватили беспорядки

Протесты в Шарлотсвилле начались после намерений местных властей  снести памятник герою Гражданской войны генералу Роберту Эдварду Ли, главнокомандующему армией рабовладельческого Юга.

В нашей стране всегда с большим вниманием и злорадством наблюдают за беспорядками на расовой почве в США.

Случающиеся время от времени в США беспорядки всегда вызывают в России живой отклик и дискуссию. Например, если где-нибудь белые полицейские убивают чернокожего подростка или когда в Нью-Йорке молодежь захватывает Уолл-стрит.

На этот раз обсуждают беспорядки в маленьком городке Шарлоттсвилль, штат Вирджиния. Если коротко, то белые националисты защищают там статую генерала Роберта Ли, которую местные власти решили убрать из парка (который незадолго до этого еще и лишили имени генерала, переименовав в парк Освобождения от рабства) а антифашисты и активисты негритянских движений им противостоят. Потому что генерал во времена гражданской войны в США воевал за конфедератов. То есть за сторонников рабства. В беспорядках один человек погиб, около двух десятков получили ранения.

Он же памятник

Президент США Дональд Трамп, комментируя происходящее, заявил о недопустимости насилия со всех сторон. И получил волну критики со стороны демократической общественности за то, что не подчеркнул недопустимость именно белого расизма. Ведь когда Трамп говорит, что осуждает “слепой фанатизм”, это можно по-разному понять. Может быть, он как раз осуждает фанатиков, которые против памятника.

Отечественный зритель в этой ситуации, конечно, увидит что-то знакомое. Мы тоже пока иногда путаемся, кто из исторических деятелей герой, а кто палач. Это про Украину все точно знают, кто там есть кто, а со своими все сложнее: взять хоть Маннергейма, хоть Дзержинского, хоть Колчака, можно список со Сталина начать, а можно и с Ивана Грозного. Сейчас вот, например, с Николаем II пытаемся разобраться — спал он с балеринами или нет и что это должно означать. Да в любой стране есть такие сложные для однозначных выводов исторические фигуры.

Белый “майдан”

Для российской пропаганды беспорядки с расовым подтекстом служат поводом лишний раз обратиться к тезису “а у вас негров вешают” (так-то Роберт Ли у нас, понятное дело, мало кого интересует, и это не первый памятник конфедерату, который за последнее время демонтируют в южных штатах). Второй, не такой очевидный, но все же явный тезис — “вот к чему приводит демократия”. Самые проницательные наблюдатели немедленно увидели в Шарлоттсвилле зачатки Майдана, каковые они, впрочем, видят в каждом подобном инциденте уже не один год, ожидая, что вот-вот в США начнется уже наконец развал.

Эффектно, но многое остается за кадром. Государственные агентства с удовольствием пишут, например, про то, что Джеймс Алекс Филдс — младший, протаранивший на машине толпу противников ультраправых, вдохновлялся Гитлером, но не про то, что в соцсетях он публиковал также и фотографии Башара Асада — видимо, тоже вдохновлялся.

Борьба с символикой Конфедерации в южных штатах идет давно. Речь о переименовании парка и демонтаже статуи в Шарлоттсвилле зашла еще 3 года назад, и демонстрации ультраправых начались тоже не вчера. На митинге в парке Роберта Ли не далее как в мае они, к примеру, среди прочего скандировали “Россия — наш друг”.

Не раз лидеры ультраправых американских движений признавались в восхищении Россией и Владимиром Путиным — что даже давало повод СМИ для исследований возможных связей Кремля с правыми националистами в США. И хотя чего-то более серьезного, чем участие в совместных конференциях, обнаружить не удалось, роль Москвы признается как минимум вдохновляющей: традиционализм Путина, его декларации о защите прав русских и законы о запрете гей-пропаганды заставили многих американских националистов видеть Россию потенциальной “белой империей”, присоединение Крыма для них — параллель с отбиванием Дикого Запада у индейцев, и даже Дэвид Дюк, лидер движения ку-клукс-клан, называл Россию “ключом для выживания белых”. Ку-клукс-клан выступает одним из активных участников правых демонстраций в Шарлоттсвилле, да и все остальные известные активисты вроде Ричарда Спенсера тоже здесь.

Для демократов, да и многих республиканцев, тем временем делом чести является организация как можно большего количества атак на Дональда Трампа, тем более что мягкий расизм был одной из предвыборных “фишек” Трампа и принес ему голоса. Поэтому одним из вероятных последствий может стать очередной виток обвинений президента США в связях с Москвой или как минимум в потакании ей.

Как Белый дом будет выпутываться из этой истории, пока неясно, но ничто не мешает ему свалить все на происки России, как это произошло во время ссоры Катара и остальных арабских государств. Американское общество в принципе готово к такой версии, а повышенное внимание россиян к конфликту станет доказательством пропаганды. Есть риск, что вместо зрелища Майдана или очередного раскола в США Россия получит очередной виток санкций.

Через полтора века после Гражданской войны между Севером и Югом Америки конфликт между сторонниками и противниками Конфедерации южных штатов разгорается с новой силой. Ситуация на американском Юге балансирует на грани взрыва после крупнейших за последние годы выступлений белых расистов в городе Шарлотсвилл штата Виргиния, повлекших за собой человеческие жертвы. Президент США стоит перед трудным выбором: он должен не допустить распространения беспорядков, инициированных правыми радикалами, но и не оттолкнуть своих избирателей, многих из которых вдохновляют идеи конфедератов.

Попытка переписать историю

Свидетельством того, что движение белых националистов в США находится на подъеме, стало побоище в небольшом городке Шарлотсвилль (штат Виргиния), грозящее вызвать цепную реакцию в других южных штатах. Свою силу и решимость политические наследники отцов-основателей Конфедеративных Штатов Америки, существовавших с 1861 по 1865 год и объединявших 13 современных американских штатов, продемонстрировали в борьбе за сохранение стоящего в центре города памятника генералу Роберту Эдварду Ли — главнокомандующему армии конфедератов в четырехлетней войне с Севером.

Для участия в акции протеста против решения местных властей демонтировать статую полководца, воевавшего за сохранение в Америке рабства, в Шарлотсвилл устремились тысячи сторонников ультраправых взглядов из других штатов. В ночь на субботу они провели в городе факельное шествие в лучших традициях Ку-Клукс-Клана.

А спустя считанные часы в Шарлотсвилле вспыхнули массовые уличные столкновения «новых конфедератов» с их непримиримыми оппонентами — антифашистами и сторонниками общественного движения афроамериканцев «Жизнь черных имеет значение», которые приехали в город для противодействия белым расистам.

Фото: Joshua Roberts, Reuters

Необходимо отметить, что, пытаясь не допустить беспорядки, местные власти не дали разрешение на проведение запланированной белыми расистами акции Unite the right («Объединим правых») в защиту памятника генералу Ли. Обращаясь ко всем приехавшим в Шарлотсвилл отстаивать свое понимание истории, губернатор Виргинии Терри Маколифф прямо заявил, что им здесь не рады. «Позор вам. Вы изображаете патриотов, но вы кто угодно, только не патриоты. Наше разнообразие — эта мозаика из иммигрантов, которая делает нас особенными. И мы не позволим никому прийти сюда и ее уничтожить»,— предупредил губернатор Маколифф.

Тем не менее в определенный момент ситуация вышла из-под контроля полиции и обернулась трагедией. Один из сторонников ультраправых направил свой автомобиль Dodge Challenger в толпу антифашистов, в результате чего 32-летняя женщина погибла и еще около 20 человек получили ранения. Совершивший наезд и сбежавший с места событий водитель был вскоре задержан, им оказался 20-летний Джеймс Алекс Филдс-младший. До трагедии в Шарлотсвилле никто не знал о симпатиях молодого человека к ультраправым, которые уже после трагедии не подтвердили членство ее автора ни в одной из радикальных организаций, включая подразделение Ку-Клукс-Клана «Белые конфедераты».

Так или иначе, в администрации Дональда Трампа однозначно расценили произошедшее как теракт. «Терроризм — это применение насилия для внушения ужаса и страха, и, конечно, это был терроризм»,— заявил помощник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер.

Ку-Клукс-Клан вышел из тени

После столкновений в Шарлотсвилле ситуация в других южных штатах балансирует на грани взрыва. Местные власти не намерены уступать давлению белых националистов и отказываться от демонтажа памятников другим известным деятелям Конфедерации, которых они считают носителями неприемлемой для современной Америки идеологии.

Именно так поступили власти второго по численности населения в штате Кентукки города Лексингтона: уже на этой неделе специальная комиссия должна решить судьбу памятников Джону Ханту Моргану и Джону Кэбеллу Брекинриджу — двум известным военачальникам в армии конфедератов. Ускорить работу комиссии было решено после событий в Шарлотсвилле.

Решительно осудили выступления ультраправых и ведущие американские политики — как демократы, так и республиканцы. «Те трусы, которые сегодня размахивают нацистскими флагами в Виргинии, имеют свободу благодаря поколению моих родителей, сражавшихся с нацистами»,— заявила член Палаты представителей от Демократической партии Кэрол Ши-Портер, напомнив о вкладе американцев в победу над фашизмом. В республиканском лагере с недвусмысленным осуждением побоища в Шарлотсвилле выступил сенатор Джон Маккейн. «Американские патриоты всех рас и вероисповеданий должны объединиться и бросить вызов тем, кто поднимает флаг ненависти и фанатизма»,— заявил он.

События в Виргинии стали первыми крупными столкновениями между ультранационалистами и антифашистами, произошедшими в период правления президента Дональда Трампа. В связи с этим было принципиально важно, как американский лидер отреагирует на них.

Фото: Joshua Roberts , Reuters

Первой откликнулась супруга господина Трампа. «Наша страна поощряет свободу слова, но давайте взаимодействовать без ненависти в наших сердцах. Насилие ни к чему хорошему не приведет»,— написала Мелания Трамп в Twitter. Вскоре запись сделал и сам глава Белого дома, оценив ситуацию теми же словами, что и его жена: «Мы все должны объединиться и осудить все, что воплощает ненависть. В Америке нет места насилию. Пойдем вместе как один!» Поговорив с губернатором Виргинии Терри Маколиффом, господин Трамп также заявил, что главная задача — «быстро восстановить закон и порядок и защитить жизни невинных».

В отличие от других американских политиков, обрушившихся с резкой и недвусмысленной критикой на белых расистов, Дональд Трамп в своих заявлениях тщательно подбирает слова и ни разу не упомянул ультраправых, которые выступили зачинщикам беспорядков в Виргинии. При этом позднее в его администрации уточнили, что заявление на самом деле включало в себя осуждение «сторонников идеологии превосходства белой расы, членов Ку-Клукс-Клана, неонацистов и всех экстремистских групп».

События в Шарлотсвилле становятся для Дональда Трампа непростым испытанием.

С одной стороны, глава Белого дома должен не допустить распространения беспорядков, инициированных правыми радикалами. С другой — для него крайне важно не оттолкнуть от себя избирателей из американской глубинки, многих из которых вдохновляют идеи конфедератов.

«Посмотрите в зеркало и напомните себе, что именно белые американцы позволили вам стать президентом, а не ультралевые»,— дал совет Дональду Трампу один из бывших лидеров Ку-Клукс-Клана правый националист Дэвид Дьюк.

Фото: Nbcnews.com

Banner

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также