Александр Молочников о рэп-сообществе, свободе и новых постановках на сцене Большого театра

Александр Молочников— режиссёр таких нашумевших спектаклей как «Кабаре 19.14», «Светлый путь 19.17», «Бунтари» и фильма «Мифы», представил оперы «Телефон» и «Медиум» известного американского композитора Джана Карло Менотти на сцене Большого театра.

Премьерная серия показов прошла 22, 23 и 24 марта. В апреле зрители смогут посетить оперу 12 и 13 числа на Камерной сцене Большого Театра им. Б. А. Покровского.

В интервью для журнала White Square Journal Александр рассказал про театр, музыку, свободу рэп-сообщества и Кирилла Серебренникова.

Есть известная фраза «спектакль рождается на зрителя», какую публику хотите видеть на своих спектаклях?

Разную. Мне всегда нравилась Мхатовская пропорция времён Табакова. Когда 60 процентов зала — это случайные люди, которые приехали из других городов и должны посетить МХТ.

Вдруг они неожиданно для себя попадают на какой-то передовой спектакль, который ломает их представление о театре, и первое время они не понимают где кринолины и разговор на опоре. При этом, 40 процентов — уже подготовленная публика, продвинутая.

А. Молочников с О. Табаковым на вручении премии в «Табакерке»

Ощущаешь смысл происходящего, когда все 40 процентов подключаются сразу к спектаклю, а остальные 60 с каким-то правильным запозданием. Если же все готовы или не готовы принять нечто новое, уходит азарт. 

Все Ваши постановки музыкальные. Вы даже сняли фильм-мюзикл «Мифы». Какое место музыка занимает в Вашей жизни?

Я немузыкальный человек. Хорошая музыка — это всегда энергия, особенно в драматическом театре, но она опасна. Это как компьютерные игры с кодами. Было такое явление в интернете: скачивал коды, прошел все уровни, убил всех злодеев и так далее.

Тут также. Скачал хорошей музыки, растащил по сценам, включил. Актеры под нее поговорили, и как будто у тебя такой спектакль хороший, а на самом деле ты ничего не сделал, просто музыка замечательная. 

Сцена из фильма-мюзикла “Мифы” реж. А. Молочников

Ваши спектакли вписываются в ряд документально-игровых постановок. Сейчас Вы ставите произведения совершенно другого характера. Почему Вы выбрали оперы либреттиста Джана Карло Менотти «Медиум» и «Телефон»? Это же Ваша первая работа с чужим и уже готовым текстом.

Да, это моя первая работа подобного рода. «Медиум» и «Телефон» мне предложило руководство. И предложило очень удачно, я даже не сразу понял насколько это прекрасный и интересный материал.

Увлекательно работать в формате уже написанного произведения и в нем искать собственные мотивы самовыражения, а не обдумывать все с нуля. Тем более, когда все эти мотивы спрягаются с хорошей драматургией, а на мой взгляд, она отличная. 

Большой театр, Камерная сцена им. Б. А. Покровского. Репетиция оперы «Телефон. Медиум»

Дело Кирилла Серебренникова. Как Вы, творческая элита, можете повлиять на то что происходит? И влияете ли? 

Я об этом говорю везде, где меня спрашивают и не спрашивают, в суды тоже хожу.

Большая активность возможна, но она может расцениваться как самопиар, а не реальная инициативность в сторону Серебренникова. Меня беспокоит, что сейчас все немножко заглохло. Всё как будто поворачивается в положительную сторону, но очень волнительно, что это может оказаться иллюзией. 

На Ваш взгляд, как правильно вести себя в такой ситуации? 

Если говорить о «творческой элите», которую вы упомянули, то нам, хотя не уверен, что смею себя к ней причислить, нужно учиться у рэп-сообщества.

Оно повело себя правильно, свободно и нормально. Когда одного из рэперов посадили, они не думая вступились за него. Уверен, при этом рэперы ревнуют, завидуют, считают друг друга бездарями, спорят. Я в этом не очень разбираюсь, но наверняка L’One считает Фейса не рэпером, а Фейс считает, что Хаски не имеет права выходить на сцену, условно. Тем не менее, в момент беды они выходят, и им плевать на свои внутренние воззрения — это и есть нормальное поведение!

А театральная элита выглядит, как школьницы на дискотеке во время облавы. Постоянное «я тут ни при чем».

Концерт «Я буду петь свою музыку» в поддержку рэпера Хаски

Почему Вы думаете, что в рэп-сообществе все иначе, ни как в театральной среде? В чем причина такого разделения? 

Думаю, что рэпер сам по себе зависит от публики и от просмотров в ютубе. Он не завязан на государственных структурах, и у него нет страха, что некий начальник испортит ему жизнь, поэтому рэпера довольно трудно напугать. Я думаю, это и есть основная причина. 

Всё театральное сообщество сильно зависит от государства, начиная от артиста театра, который бегает в массовке, до худрука. Все уже и так напуганы Серебренниковым, Кулябиным, поэтому заранее боятся. 

Поговорим о театральной среде. Расскажите, какая она?

Она разная, в каждом театре своя. Но артист везде очень зависимая профессия. Это формирует среду.  Возможно, выступить на концерте «Я буду петь свою музыку», для кого-то было риском. Учитывая то, что некоторые музыканты работают на федеральных каналах, тем не менее свой выбор они сделали в пользу коллеги — это вызывает огромное уважение. В театральной сфере таких примеров крайне мало, но есть! Юрский, Ахиджакова, Басилашвили и не только.   

С. Юрский в роли Остапа Бендера в сцене из фильма «Золотой телёнок»
Вручение ордена “За заслуги перед Отечеством”

А если бы театр не зависел от государства? Предположим, его спонсировали бы люди не причастные к правительству. Все сложилось иначе?

Вы говорите о частном театре, но все равно это будет происходить на территории не особенно демократического государства, поэтому сказать трудно.

В Америке, от того что есть частные телеканалы, происходит абсолютный «бум» разного, свободного сериального производства и кинопроизводства. Их телевидение может себе позволить сериал «Карточный домик», который не представить у нас.

Насколько я знаю, это частные каналы, руководство которых знает, что ничего не будет их ограничивать. Если же раздать наш театр в частные руки, будут ли владельцы театров понимать, что им все дозволено? Не уверен. К тому же театр, к сожалению, страшно неприбыльное дело, поэтому, то же дело Серебренникова —совершенный абсурд.

К. Серебренников в театре “Гоголь-центр”

Как правильно сказал драматург Дурненков: “Создать театр и украсть 65 миллионов — все равно что собрать космический корабль ради того, чтобы прикурить от двигателя.” 

Кирилл Семенович — человек иного полета и уровня, он не стал бы подворовывать в деле, которому отдал столько лет своей жизни. При желании украсть, он украл бы миллиард за два дня, опрокинув пару банковских систем, при этом оставаясь незамеченным.  

Расскажите про Ваш опыт общения с Кириллом Серебренниковым.

Мы учились параллельно с его курсом, было ясно с самого начала — будет театр. Серебренников хотел, чтобы его артисты обладали иной ментальностью и взглядом на искусство. У него получилось! Немного работал с ним на вводе спектакля “Лес” в МХТ. Видели бы вы уважение и любовь к нему, которыми пропитаны народные артисты, МХАТовские старики. 

МХТ им. А.П. Чехова “Лес” реж. К. Серебренников

Как Вы считаете, у современного театра в России есть будущее? 

У всего есть будущее. Я думаю, когда лет через 5-10 роботы станут нашей бытовой техникой, а все водители публичного и личного транспорта исчезнут как класс, и мы будем пересекать на аэропоездах огромные расстояния за полчаса — все равно люди будут ходить в театр. Даже когда линзы позволят нам видеть умерших людей в лице каких-то нанороботов, все равно люди почему-то будут смотреть Чехова и Островского. 

МХТ им. А.П. Чехова “Бунтари” реж. А. Молочников

Вы сами часто ходите в театр? Какой спектакль смотрели последний раз?

 Да, стараюсь ходить по возможности часто. Не могу сказать какой смотрел в последний раз, но скажу какой из последних впечатлил. Это спектакли Юрия Николаевича Погребничко «Магадан. Кабаре» и Дмитрия Крымова “Серёжа”. Удивительные постановки! 

Последний вопрос, его просил задать мой младший брат. Почему в этом месяце в МХТ не было спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда»? Его убрали из репертуара?

Честное слово, не знаю. По-моему еще будет!

Фото: открытые источники.

Banner
Напишу о Вас. PR@WSJournal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также