Первым был Сан-Паулу, потом Ченнаи. Потом к движению запрета уличной рекламы присоединились Гренобль, Тегеран, Париж и теперь Нью-Йорк. Возможно, начинается, новая эра городов, свободных от рекламы.
Если уличную рекламу не контролировать, она способна поглотить город. В начале 2000-х её количество на улицах бразильских городов росло с невероятной скоростью, и Сан-Паулу вскоре стал задыхаться от всевозможных рекламных вывесок. Поскольку процесс контролировать оказалось сложно, город принял беспрецедетное решение – запретить рекламу совсем. В 2007 году мэр Жильберто Кассаб подписал закон «О чистом городе», назвав уличную рекламу одним из видов «визуального загрязнения». За год было снято 15 тысяч билбордов и 300 тысяч вывесок с витрин магазинов.
За прошедшее десятилетие наметилось международное движение безрекламных городов, от Бристоля до Тегерана, которы стараются избавиться от неё если не полностью, то хотя бы частично. Огромное значение к такому стремлению имеет отношение известных людей: городских активистов, художников, артистов. Так, для Нью-Йорка было создано приложение «Без рекламы», которое демонстрирует, как будет выглядеть местное метро, если рекламу заменить картинами.
Но основанная задача всё же ложится на плечи городских властей. В 2009 году в индийском городе Ченнаи они запретили устанавливать билборды. Несколько штатов в США, например, Гаваи, Аляска, объявили себя безбаннерными. В 2011 году в Париже был составлен план по уменьшению рекламы на улицах на треть, а годом ранее в Тегеране всего лишь за 10 дней заменили 1500 билбордов картинами.
И дело не только в очищение городов от «визуального загрязнения». «Уличная реклама стала частью повседневной человеческой жизни … и внедряет в мысли коммерческие посылы» – об этом заявила Анна Кронин, эксперт по рекламе из Университета Ланкастера. «Когда бренды рекламируются на наших улицах, те становятся частью общественного социального пространства, входя в мысли и разговоры людей».
Впрочем, в Сан-Паулу благодаря срыванию рекламы обнажились трущобы, ранее прятавшиеся за ней. Без яркой сияющей рекламы люди вынуждены столкнуться с городом в новом обличьи.