Российские ястребы выигрывают проигранную сделку

Сага о двух «Мистралях», кораблях-вертолётоносцах, которые Франция построила для России, но потом отказалась передавать из-за конфликта в восточной Украине, наконец-то завершилась. В результате французский судостроительный завод спасён за счёт французских налогоплательщиков, а российские налогоплательщики заплатят за переоборудование отечественных верфей, где можно будет построить собственные корабли.

В среду Кремль заявил, что российский и французский президенты Владимир Путин и Франсуа Олланд договорились о расторжении контракта, подписанного в 2011 году. Россия уже получила компенсацию своих расходов, а российское оборудование, установленное на кораблях, готовится к демонтажу. Согласно заявлению Россия считает «вопрос по «Мистралям» закрытым».

Впрочем, Россия не сказала, сколько Франция заплатила за разрыв контракта, это вопрос, который обсуждался на протяжении месяцев вдоль и поперёк. Газета «Коммерсант» написала, что на счёта России поступило более 1,1 млрд евро. Эти данные совпадают с информацией от министра обороны Франции, который заявил, что компенсация была меньше, чем предусматривает установленная цен 1,2 млрд евро.
Mistral-2
Росссия же потратила 785 млн евро на корабли, один из которых должен был поступить прошлой осенью, а второй в этом году. В прошлом сентябре Олланд приостановил сделку под давлением союзников из НАТО, поскольку Россия оказалась вовлечённой в конфликт на восточной Украине. Первоначально российская сторона говорила о многомиллиардных размерах компенсации, предусмотренных контрактом. Тем не менее, в апреле Владимир Путин заявил, что он не будет требовать «никакой компенсации». Вместо этого Россия попросила Францию компенсировать расходы на инфраструктуру нового порта и подготовку экипажа судна.

Если информация «Коммерсанта» верна, то Франция приняла некоторые из этих претензий, избегая дипломатического конфликта. Более того, газета утверждает, что французская сторона сделала всё возможное, чтобы перевести деньги без лишнего шума, чтобы их не арестовали по делу нефтяной компании «Юкос», которая выиграла суд против России и охотится за государственными активами России по всей Европе. Как заявил Дмитрий Рогозин в Твиттере, сделка была проведена «в духе партнёрства».

Рогозину никогда не нравился контракт по «Мистралям». Анатолий Сердюков, бывший министр обороны, никогда не мог толком объяснить необходимость вертолётоносцев. Впрочем, это совсем не говорит о том, что контракт был совершенно бесполезен. Во-первых, они бы пригодились во время международных учений, демонстрирую российский флаг на море. Была также теория, что сделка стала своеобразной платой тогда ещё президенту Франции Николя Саркози за помощь в решении конфликта с Грузией в 2008 году. Тогда он помог России избежать международных санкций. В этом есть доля смысла, поскольку на тот момент французский судостроительный завод, который построил «Мистрали», был в плачевном состоянии.

Безусловно, Франция продаст «Мистрали», говорят, что уже есть заинтересовавшиеся покупатели. Но она, очевидно, понесёт убытки. Даже если Канада, Индия или любая другая страна захочет их, это всё равно будет убыточная сделка. В России же, Рогозину удалось убедить Путина в необходимости строительства собственных военных кораблей. В прошлом месяце президент подписал новую Морскую доктрину, провозгласившую о «технологической независимости в сфере судостроительства и корабельного оборудования».

Banner

Смотрите также