ЦБ снизил ключевую процентную ставку до 10%

На заседании 16 сентября Центральный Банк России принял решение снизить ключевую ставку процента на 0,5 п.п. – до 10%, что прогнозировало большинство участников рынка. Кроме того, регулятор дал сигнал о намерении поддерживать этот уровень процентной ставки до конца 2016 года.

Совет директоров Банка России в пятницу, 16 сентября, снизил ключевую процентную ставку с 10,5% до 10% годовых, сообщается в пресс-релизе регулятора. В комментариях указывается, что фактором смягчения денежно-кредитной политики стало «замедление инфляции в соответствии с прогнозом и снижения инфляционных ожиданий при сохранении неустойчивой экономической активности».

Почему ставку снизили

Объясняя принятое решение, ЦБ приводит четыре причины. Во-первых, заметно снизились темпы инфляции: «годовой темп прироста потребительских цен сократился до 6,6% по состоянию на 12 сентября 2016 года после 7,2% в июле». Впрочем, Банк России отмечает, что снижение инфляции было связано в том числе с динамикой курса рубля «в условиях более благоприятной, чем ожидалось ранее, внешнеэкономической конъюнктуры». По мнению регулятора, текущая процентная ставка позволит сформировать денежно-кредитные условия, необходимые для закрепления тенденции к дальнейшему устойчивому замедлению инфляции под влиянием ограничений со стороны спроса. Инфляция же будет снижаться под влиянием стабильной валюты.

Во-вторых, ЦБ надеется на снижение инфляционных ожиданий на фоне ставки в 10% годовых. В пресс-релизе отмечается, что «результаты опросов показывают, что участники рынка прогнозируют более быстрое снижение процентных ставок, чем Банк России». Однако их прогнозы по инфляции на конец 2017 года выше целевого показателя ЦБ в 4%. Регулятор подчеркивает, что снижение номинальных ставок затруднительно, что говорит о долгосрочном характере текущих умеренно жестких денежно-кредитные условий. Это позволит поддержать положительные реальные процентные ставки на таком уровне, который и обеспечит спрос на кредит, и сохранит стимулы к сбережениям, но не приведет к усилению инфляционного давления.

В-третьих, оживление производственной активности носит неустойчивый характер, так как наблюдается неоднородность по отраслям и регионам. По оценкам регулятора, экономическая активность будет восстанавливаться и на фоне умеренно жесткой денежно-кредитной политики, так как ключевые препятствия «лежат в структурной области». «Рынок труда подстраивается к новым экономическим условиям, безработица сохраняется на стабильном невысоком уровне», – сообщается в пресс-релизе. Продолжаются процессы импортозамещения, расширяется несырьевой экспорт, а также обозначились перспективы роста в промышленности, что «пока не может обеспечить уверенную положительную динамику производства в целом», уверен Банк России.

Объем инвестиций продолжает сокращаться, отмечается в комментарии. При этом усугубляется стагнация, то есть «замедление темпов роста выпуска в отдельных отраслях». На фоне низких темпов роста глобальной экономики, среднегодовой цены на нефть около $40 за баррель и сохранении структурных ограничений развития национальной экономики ЦБ скорректировал прогноз по росту ВВП в 2015 году до менее 1% с 1,1% – 1,4%. «Положительный квартальный прирост ВВП ожидается уже во втором полугодии текущего года, однако в 2017 году темпы прироста ВВП будут невысокими — менее 1%», – категоричен регулятор.

В-четвертых, в пресс-релизе сообщается о сохранении рисков того, что инфляция не достигнет целевого уровня 4% в 2017 году, так как инфляционные ожидания по-прежнему остаются инертными, и стимулы домохозяйств к сбережениям могут ослабнуть. Как и полтора месяца назад, ЦБ подчеркивает среднесрочную неопределённость в отношении «конкретных мер бюджетной консолидации», среди которых индексация зарплат и социальных выплат. Дополнительные риски для инфляционных и курсовых ожиданий создает волатильность мировых товарных и финансовых рынков, уверены в Банке России.

В пресс-релизе Банк России подчеркивает, что «для закрепления тенденции к устойчивому снижению инфляции, по оценкам Банка России, необходимо поддержание достигнутого уровня ключевой ставки до конца 2016 года с возможностью ее снижения в I—II квартале 2017 года». Согласно прогнозам регулятора, снижение процентной ставки на 0,5 п.п. и сохранение этого значения до конца года позволит достичь целевого уровня по инфляции в 4,5% в сентябре 2017 года и в 4% в конце 2017 года. Также отмечается, что «ближайшие месяцы Банк России будет оценивать инфляционные риски и соответствие динамики экономики и инфляции базовому прогнозу» при принятии решения по ключевой ставке.

ЦБ снижает ключевую процентную ставку второй раз в этом году. Первый раз это произошло в июне, тогда ставка была уменьшена на аналогичные 0,5 п.п. с 11% годовых. На предыдущем заседании 29 июля Банк России сохранил ставку на уровне 10,5% годовых. В пресс-релизе регулятор указал на удовлетворяющую его динамику инфляции и наметившееся оживление деловой активности на фоне умеренно жестких денежно-кредитных условий.

Об ожиданиях снижения ключевой процентной ставки в начале сентября сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев: «Ожидаем [снижения ставки]. Будет совсем смешно, если они не сделают этого сейчас. Пора было давно, а сейчас ну просто анекдотическая ситуация будет». Позже такую же позицию выразил президент Сбербанка Герман Греф.

Неспешное смягчение

Банк России не спешит с переходом к мягкой денежно-кредитной политике, последовательное снижая ставку на 0,5 п.п. В частности, это связано с существенными инфляционными рисками, которым стремится противостоять ЦБ. На банковском форуме в Сочи, в начале сентября глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что в ближайшие месяцы Банк России ожидает переход к структурному профициту ликвидности в банковском секторе, а это может вызвать рост рисковых сегментов кредитования. «Нас беспокоит риск возможного быстрого роста необеспеченного потребительского кредитования, что может затормозить процесс снижения инфляции», — отметила Набиуллина.

Однако на фоне этих рисков умеренный потребительский спрос на товары и услуги не сможет гарантировать снижение инфляции, как на то рассчитывает ЦБ. Интенсивность расходования средств федерального бюджета – основной параметр для прогнозирования сроков перехода к структурному профициту ликвидности, подчеркнула тогда Эльвира Набиуллина.

На пресс-конференции в пятницу, 16 сентября Эльвира Набиуллина продублировала позицию ЦБ: «Слишком быстрые темпы роста потребкредитования могут создавать риски финансовой стабильности, когда происходит накопление пузыря и когда закредитованность населения начинает активно расти». Глава ЦБ подчеркнула, что в 2012–2013 году этого сценария удалось избежать благодаря макропруденциальным мерам.

Фото: mosmonitor.ru

Banner
Я в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также