Альфа-банк: малый бизнес адаптировался к кризисным условиям

Согласно исследованию Альфа-банка «Пульс малого бизнеса», предприниматели адаптировались к новым экономическим условиям и ожидают восстановления рынка. Индекс настроений малого бизнеса к июню 2016 года значительно вырос по сравнению со значением на ноябрь 2015 года и вернулся на позиции годовой давности.

Исследование проводилось на основе опроса клиентов Альфа-банка — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с выручкой до 350 млн. руб. в год (выборка охватила 2554 клиента). Индекс настроений малого бизнеса рассчитывался аналитиками на основе нескольких параметров: отношение к текущей экономической ситуации в стране, оценка текущего состояния компании, а также прогноз на ближайшие полгода по бизнес-развитию.

По расчетам Альфа-банка, индекс настроений малого бизнеса вырос по сравнению с ноябрем 2015 года на 14 пунктов, с отметки -38 до -24. В июне 2015 года показатель составлял -25 пунктов, что говорит об адаптации малого бизнеса и его готовности к восстановлению рынка: по оценкам предпринимателей, дно кризиса было пройдено в конце 2015 года. Отрицательное значение индекса (-24) свидетельствует о преобладании в среде бизнесменов негативных настроений, однако по сравнению с осенью 2015 года баланс улучшился.

Отмечается, что наблюдается рост по всем параметрам итогового индекса настроений малого бизнеса. Так, индекс текущей ситуации в экономике вырос на 10 пунктов, составив -68; индекс ожиданий в экономике достиг отметки в -28 пунктов (рост на 19 пунктов); индекс текущей ситуации по компании повысился на 8 пунктов (-16), а индекс ожиданий по компании вышел в положительные значения (17 пунктов с отметки -1 в октябре 2015 года).

В исследовании Альфа-банка сообщается, что большее число компаний отметили рост прибыли и количества клиентов, также многие рассказали, что планируют увеличить число сотрудников. По мнению авторов исследования, эти данные согласуются с общим улучшением экономической ситуации в стране на эффекте низкой базы. То есть, улучшились потребительские настроения россиян, показатели по промышленности прекратили свое снижение, зафиксирован рост зарплат, а также укрепление национальной валюты.

Согласно данным исследования, малый бизнес улучшил свою оценку по текущей экономической ситуации как по стране в целом, так и по отдельным отраслям, однако число негативно настроенных компаний по-прежнему превалирует над предприятиями с позитивным отношением. Так, 81% малых предприятий полагает, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, противоположного мнения придерживается лишь 14% опрошенных клиентов Альфа-банков. У 54% компаний за последние полгода сократился размер прибыли, а выручки – у 50%; рост этих показателей отметили только 15% и 20% предприятий соответственно.

В исследовании указывается, что увеличилось число компаний, которые нацелены на выход на новые рынки: их доля за прошедшие полгода выросла на 4% и составила 46%. В то же время руководитель блока массового бизнеса Альфа-банка Денис Осин заявил, что «малый бизнес продолжает фокусироваться на работе с издержками и прибылью, повышении клиентоориентированности и качестве сервиса и продуктов».

Наиболее оптимистичные настроения зафиксированы у IT-компаний, а также предприятий в сфере производства и бизнес-услуг; пессимистичный настрой преобладает у строительных компаний и грузоперевозчиков. В географическом разрезе рост положительных настроений отмечен в Центральном и Северо-Западном регионах, что связано в первую очередь с улучшением ситуации в городах федерального значения.

Исследование также обнаружило тот факт, что малый бизнес переходит на отечественные аналоги или стал самостоятельно производить необходимые компоненты – об этом заявили более трети клиентов Альфа-банка. При этом 32% предпринимателей указали на негативное влияние западных санкций на свой бизнес, 54% считают, что санкции не оказали воздействия на их бизнес, а 6% бизнесменов отметили положительное действие санкций. Негативный эффект от западных санкций отмечен в сферах розничной торговли, строительства и грузоперевозок. По мнению опрошенных, отрицательное влияние выразилось в снижении спроса и росте издержек.

Снижение спроса (49%), высокие налоги, недостаток финансовых средств (40%), сложности с поиском кадров и помещений – основные факторы, препятствующие малому бизнесу в России, сообщается в исследовании.

Banner
Я в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также